Современный мир многогранен и сложен. Социум - многофакторная система с нелинейными связями. В течение всего лишь одного дня человек оказывается в разнообразных ситуациях и вынужден исполнять множество ролей: родитель, сосед, пассажир, начальник, подчинённый, коллега, друг, любовник, клиент, сын или дочь и так далее. Социальное поведение индивида, его место в обществе, личная удовлетворенность, успешность, профессиональная реализация неразрывно связаны с поведенческими навыками. Другими словами – умением включать нужную модель поведения в единицу времени.
Что такое модель поведения?
Модель поведения – это произвольное (сознательное, намеренное) включение человеком нужного состояния, отыгрыш «роли» для решения конкретной жизненной задачи.
Слово «модель» происходит от французского modèle, что в переводе означает «образец». Когда мы говорим о модели поведения, то понимаем именно образец, оптимальную форму поведения, подстройку под ситуацию или собеседника для достижения (микро) цели.
Например, когда мы хотим понравиться, то постараемся мягко говорить, улыбаться, возможно, будем покачивать головой и смотреть в глаза, обозначая внимание к собеседнику, расправим осанку и чуть приподнимем подбородок, чтобы выглядеть лучше.
«Устойчивые представления о окружающей реальности помогают человеку ориентироваться в нем, формируют системы автоматического поведения. (Например, входя в помещение, мужчина, воспитанный в традициях европейской культуры, снимает головной убор, а в традициях восточных культур - обувь). Вместе с тем, система стереотипов поведения устанавливает жесткие границы, выход за которые воспринимается аномалией. Хотим мы этого или нет, но мы являемся носителями конкретно-исторических представлений о мире и месте человека в нем, принимаем существующие в данной культуре стереотипы поведения».
Бабаева А. В. Формы поведения в русской культуре (IX-XIX века). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 6
Стоит понимать, что многие формы поведения человека носят характер автоматизмов. То есть человек совершает большинство операций инстинктивно, бессознательно, «на автомате». Автоматизмы биологичны, так как позволяют экономить ресурсы индивида (не надо каждый раз думать как поступить при попадании в типовую ситуацию).
«Неправильные» автоматизмы могут приводить к ошибкам при социальной коммуникации. Часто можно наблюдать эффект «склейки», когда одна социальная роль перетаскивается в разные жизненные обстоятельства. Неспроста существуют выражения типа «блондинка», где мы представляем образ женщины с определённым набором поведенческих стереотипов. Или «попасть под горячую руку», когда заведённый человек переносит конфликтную модель поведения на ни в чем не повинное существо (в психологии существует понятие переноса, когда, например, начальник наорал на подчинённого, подчинённый пришел домой и повздорил с супругой, детьми, собакой и т.д.)
Модели поведения – это не психология («наука о душе», лат.). По сути, модели поведения – это воспитанные автоматизмы, поставленные рефлексы (стимул-реакция), навык, когда человек:
понимает цель (каждого эпизода коммуникации);критически оценивает обстановку;«включает» необходимый комплекс коммуникативных сигналов для создания образа и решения вполне определенной задачи (например, удержать внимание, блокировать нежелательное поведение, не подать виду при расстройстве и т.д.).
Простой пример: мы говорим, что человек воспитан, когда он ведёт себя определенным образом, совершает конкретные действия, обусловленные культурным наследием страны или местности.
«Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых новых форм поведения, к формированию условных реакций, или условных рефлексов».
Выготский Л. С., Основы дефектологии. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. с. 85
В своей психофизиологической основе поведение человека во многом контролируется механизмом внутреннего (условного) торможения - влиянием коры головного мозга на подкорковые деятельности.
«И. П. Павлов выразил его в следующей образной форме: «Разве наш рост не состоит в том, что под влиянием воспитания, религии, общественных, социальных и государственных требований мы постепенно тормозим, задерживаем в себе все то, что не допускается, запрещается указанными факторами?... Разве мы не видим постоянно, как человек под влиянием аффекта, преодолевающего высшее торможение, говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном состоянии, и о чем горько жалеет, когда минует аффект»*.
[…] в этих двух фразах отражена вся многовековая борьба человека с его страстями и побуждениями биологического порядка, в них выражена подлинная борьба человека за право называться человеком».
*И. П. Павлов, Полное собрание трудов. Т. III, М.-Л., 1949, стр. 477. Источник: К. Анохин. Внутреннее торможение как проблема физиологии. Медгиз, Москва, 1958, с. 299
Тренинг моделей поведения
Важно! Модели поведения – это навык. Навык нельзя купить, одолжить или «узнать». Навыком можно исключительно овладеть.
Езда на велосипеде – навык. Чтобы научиться ездить на велосипеде, необходимо… тренироваться. Никакие самовнушения, аффирмации и прочие «установки» не помогут. Только «тренинг и муштра» по Станиславскому К. С.
Включение нужной модели поведения в соответствующей ситуации – это навык. Как езда на велосипеде. Либо навык поставлен и произвольно воспроизводится человеком в нужный момент, либо не поставлен и на автомате включается привычный паттерн поведения (который, к сожалению, часто не позволяет добиться нужного результата).
Навык самопрезентации, социальной коммуникации с использованием поставленных моделей поведения по-своему уникален, так как позволяет добивать существенных результатов на ресурсе Клиента. Это означает, что человеку не столько нужны внешние атрибуты (одежда, макияж, аксессуары и проч.). Достаточно «воспитать» своё тело, поставить движения, жесты, реакции, поработать над мимикой, голосом, ритмами, научиться «включать» ресурсное состояние и так же легко, незаметно его «выключать» и... окружение не оставит незамеченным такого человека. Экспериментально проверено.
Переключение моделей поведения
Автор термина «переключение» как изменение модели поведения человека (между «бытовой» и «творческой») - Викентьев И. Л.
«Исходя из своего педагогического опыта (я начал вести занятия со школьниками по ТРИЗ в 1985 г.), могу сказать, что один из самых полезных механизмов, который стоит осваивать с детьми – это формирование умения произвольно переключаться между обыденным мышлением и творческим, между повседневной культурой и культурой творчества и т.п.» http://vikent.ru/enc/2/
Проще говоря, «переключение» или смена модели поведения – это переход из «Состояния 1» в «Состояние 2» в зависимости от контекста, ситуации. Сознательный переход, контролируемый человеком.
«[…] ступень дрессуры или условных рефлексов. Этот второй класс реакций отличается от предыдущего [инстинкты] тем, что он не является наследованным, а возникает в процессе личного опыта […]. Все реакции этого класса являются результатом известной выучки, известной дрессировки лично накопленного опыта.
[…] Работа интеллекта, таким образом, начинается там, где деятельность инстинкта и условных рефлексов прекращается или задерживается».
Выготский Л. С., Лурия А. Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. 23-26, 51-53
Модели поведения элит
К слову, постановка моделей поведения во все времена была прерогативой элит. Модели поведения человека в обществе, контринстинктивное переключение – давно известная социально-поведенческая надстройка цивилизованного общества. Своего рода переключением можно считать этикетные модели поведения, «светскость»: «[…] светскость» — это, собственно, искусство быть приятным для окружающих. Истинно светский человек был любезным, снисходительным и непринужденным; он избегал и назидательности, и запальчивости; не утомлял собеседников обстоятельными рассказами и умел найти интересную для них тему. […] Прекрасно зная все принятые в обществе правила и условности, светский человек не следовал им с неукоснительностью педанта. Способность легко менять манеру поведения в зависимости от компании и от ситуации рождала своеобразный сплав серьезности и легкомыслия, который создавал особенный шарм светского человека». Муравьева О. С., Как воспитывали русского дворянина: Опыт знаменитых семей России - современным родителям / Муравьева О. С. - М.: Эксмо, 2014, с. 109-116
Выгода освоения моделей поведения
В 21 веке на слуху термин soft skills. Дословно, «мягкие навыки». Несмотря на свою относительную молодость, термин широко применяется. Проблема в том, что, судя по определениям, каждый вкладывает в soft skills свой смысл.
По-своему, владение навыком произвольной смены моделей поведения – это и есть пресловутый soft skills. Но без налёта «общих» описательных терминов.
Переключение моделей поведения человеком решает конкретные жизненные задачи человека в профессиональной и личной сфере. Например, модель поведения в конфликте – это не шаблонно-бесполезные фразы уровня «поверь в себя», «стань сильным», а применение инструментальных, научно обоснованных техник, переведенных в поведенческую реакцию. При необходимости отшить хама можно запустить экспериментальный невроз по Павлову. Или для удержания внимания публики при выступлении учесть закон Вебера-Фехнера: чтобы усилить ощущение (наблюдателя) в арифметической прогрессии, раздражение (создаваемое выступающим) должно возрастать в геометрической прогрессии.
Какие задачи могут быть решены с помощью владения навыком смены моделей поведения (не избыточно):
В бизнесе:
- Профессиональное публичное выступление (в т. ч. «разогрев» перед выступлением, умение привлекать и держать внимание, подстраиваться под аудиторию)
- Формирование персонального бренда (динамический имидж через поведенческие навыки)
- Продажи и работа со сложными клиентами (поставленные уверенность, спокойствие; преодоление страха, волнения, нервозного состояния)
- Эффектная презентация продукции / услуги (в т. ч. работа на выставке)
- Харизма лидера (уверенное поведение директора, руководителя, etc.; в том числе умение командовать, повелевать, приказывать)
- Ситуационное лидерство (поведенческая подстройка под человека, ситуацию)
- Переговоры и навыки убеждения (отработка давления, «без напряга» вести диалог с вышестоящим лицом, etc.)
- Внутренние технологии наставничества (бизнес)
- Создание и поддержание сервиса (работа сотрудников с клиентом)
- «Эффект хамелеона» - включение оптимальной роли (модели поведения) от задачи / контекста
- Уверенность и харизма через поведенческие навыки (не болтовня, а навыки)
- Выглядеть и двигаться, чтобы обратили внимание, заметили
- Знакомство с противоположным полом (в т. ч. флирт - обратить на себя внимание «нужного» человека)
- Пикап
- Эмоциональный контроль – умение скрыть / показать «нужную» эмоцию (от задачи)
- Навыки вербальной коммуникации (ораторское мастерство): владение голосом, интонирование, умение держать паузу, пр.
- Быстро вступить в разговор с нужным человеком или прервать общение
- Навыки владения мимическими реакциями (выражение лица, постановка улыбки, пр.)
- Легко отказать человеку
- Парировать наезд, т.е. отреагировать без эмоций, мягко (на мужа/жену, соседа, пр.)
- Поставить «на место» (чтобы человек никогда более не беспокоил)
- Спокойно держаться наедине с незнакомым человеком, напр., в лифте
- Поведение в стрессе
- Навык произвольного «переключения» моделей поведения
- «Отшить хама» - управлять ситуацией, когда орут / наезжают (не вестись на провокации партнёра, коллег, противников и пр.).
Книга по моделям поведения
Основатель Human Avantgarde, Сергей Владимирович Семенков, является автором книги по постановке моделей поведения уважаемым женщинам: "Дизайн женщины. Книга-тренинг: постановка моделей поведения".
В школе обучение поведенческим моделям проходят как женщины, так и мужчины. Книга "Дизайн женщины" посвящена поведенческим навыкам прекрасного пола. Техники и методики прошли экспериментальную отработку, показали результативность и теперь доступны для широкого пользования.
Никаких "размышлизмов", эзотерик и болтовни. Научные и методические наработки для решения реальных поведенческих задач Клиента.
Цены и форматы работы представлены в блоке ниже.