Вопрос непростой и не имеет однозначного ответа. Всё зависит от ситуации и задач выступающего. Например, иногда нужно завести аудиторию, включить эмоции – лучше подойдет невербалика. Напротив, люди готовы прислушиваться к каждому слову мудреца, даже если он говорит тихо или заикается.
Тем не менее, КАК мы говорим оказывает огромное влияние на ЧТО говорим (верно, впрочем, и обратное, но в меньшей степени). Например, одно из широко известных исследований восприятия спикера Алберта Меграбяна:
«Исследование, в котором противопоставлялись вокальная, вербальная и мимическая информация, показало, что наибольшее влияние на восприятие оказывает мимика (Mehrabian & Ferris, 1967). Эти исследования позволили Меграбяну вывести формулу, иллюстрирующую влияние вербальной, вокальной и мимической информации на восприятие.
Восприятие установки:
· 7% (вербальная)
· 38% (вокальная)
· 55% (мимическая информация)».
Марк Нэпп, Джудит Холл, Невербальное общение. Полное руководство, СПб.: Прайм-Еврознак, 2007, с.409-410
Есть оговорки самого исследователя по части результатов («Например, неизвестно, как бы она [формула] изменилась, если бы переменные подверглись более интенсивным манипуляциям или если бы в эксперименте принимало участие большее число испытуемых из разных выборок»), но влияние невербалики не стоит недооценивать.
10 ошибок спикера при проведении вебинара. По горячим следам подготовки специалистов компании, занимающейся продажей оборудования:
1. Не выбран правильный ракурс. Необходимо корректно расположить участников виртуальной беседы. Минимально – это камера (зритель) и спикер. В нашем случае работали 2 спикера. Сели рядышком друг с другом. Получилось скученно, один даже чуть заслонял другого. Лучше разместиться как бы треугольником: спикер 1 – спикер 2 – зритель. Аналог – телеведущие, которые ведут (как бы) беседу друг с другом и со зрителем (который есть камера).
2. Не надо забывать о зрителе. Как сказано выше, зритель, он же участник вебинара, лицо, полноценно участвующее в беседе. И как полноправный участник диалога я, зритель, хочу внимания к себе. Старайтесь при произнесении фразы говорить конкретному лицу, а не смотреть в ноут или на стол перед собой. Как в жизни с друзьями – к кому обращаюсь, на того смотрю.
3. Мимика – супер важна при ведении онлайн-трансляции. Это примерно, как театр и кино. Крупный план на камеру способен уронить имидж за 5 секунд, стоит на автомате воспроизвести неприглядную мимическую реакцию. Выступая, старайтесь смотреть прямо (на камеру или собеседника), не хлопать часто глазками, допускать улыбку. Лучше всего менять выражение лица в зависимости от акцента речи. Иногда вы серьезны, иногда смеетесь над шуткой или над допущенной неточностью. С кем не бывает?
4. Следующий по значимости после мимики пункт по Меграбяну – голос. Вебинар чаще, это когда специалист делится знанием. Не стоит говорить громко, не стоит фальшивить интонациями, вас раскусят как школьника на экзамене, так пламенна и самозабвенна его речь. Что делаем? Говорите как в обычный жизни на кухне с близким человеком. Ровный голос, иногда давать акценты, выделять голосом, менять скорости речи, позволять себе паузы. Спокойствие – лучшая вербальная визитка настоящего специалиста.
5. Естественность – это сложно для новичка при проведении вебинара. Не надо пытаться понравиться, заискивать, лебезить. Вы решаете профессиональную задачу. Поищите нужную интонацию и наложите на мимику, движения тела. Профи скорее ассоциируется с усталым человеком (решать задачи на потоке…), чем с шикарным пиджаком или прической.
6. Волнение – это нормально. Не стоит постоянно вертеть карандаш или дотрагиваться до тела. Вас прочитают. Найдите удобное положение рук на столе, если работаете сидя. Например, одна кисть на другой. Но никаких ковыряний, дерганий, тремора.
7. Речь всегда более убедительна, когда она усиливается жестикуляцией. Частая ошибка спикера – по поводу и без повода молотить руками. Не надо. Жест – это акцент. Вскинули руку, показали знак, спокойно опустили и работаете дальше.
8. Отсутствует структура выступления. В моем случае спикеры превысили заявленный лимит времени на 40 минут. Это не айс. Лучше всего при подготовке разбить информацию на блоки, выделив каждому тезису определенное время. Неспроста на больших мероприятиях вместо суфлера спикер видит таймер обратного отсчета. Пунктуальность имеет значение.
9. Хорошее начало — половина дела. Не надо долго запрягать, ждать опаздывающих и прочее. Кому нужно, посмотрит в записи. Не мямлим и с первой секунды запуска эфира работаем. Чтобы гладко начать, лучше первые тезисы знать близко к тексту. Четко, грамотно, по полочкам. В конце, к слову, не забыть подвести выводы и хорошо бы призвать к целевому действию. Мы же не выступаем ради выступления! Мы решаем бизнес-задачи, используя один из каналов коммуникации.
10. Полезно при монотонной демонстрации технической программы, как было в нашем случае, вставлять визуальные блоки. Не просто интерфейс программы, а, например, фото с производства (пример), сервисный центр, о котором упомянули и пр. Образы работают мощнее, чем слова, лучше запоминаются, влияют на зрителя. А ведь мы этого и добиваемся – нужной нам реакции )
Резюме:
· Неважно, кто вы – технарь, повар или врач. При проведении вебинара или онлайн-трансляции вас будут оценивать как человека, заходит или нет. Чтобы «заходило» тренируйтесь.
· Особое внимание уделяйте мимике и голосу, они особо существенны при работе на камеру (театр vs кино для запоминания). Но не думайте, что голос спасет, если слабая подача, отсутствует жестикуляция или на лице пренебрежение. Всегда, это важно, работает система. Примерно, как с автомобилем – мы же не скажем, что самое главное, это мотор. А колеса, руль, кузов?
· Не показывайте волнение (теребить карандаш, вертеть телефон, дрожать голосом и пр.). Для борьбы со стрессом лучше работать через тело («Страсть вогнать в мышцы» по Павлову И. П.), то есть прижать руки к столу, если они дрожат, или повесить улыбку на лицо, даже если она вам не нравится. Произвольность творит чудеса! Ведь зритель не всегда поймет, что вы произвольны.
P. S. Кстати, мои уважаемые ученики (которым за 40…) во время вебинара столкнулись с багом, программа подвисла. Выкрутились, перенеся часть презентации на вебинар №2.
После вебинара я предоставил детальный анализ видео вебинара, где указал на неточности и зоны усиления. Очень полезно смотреть на себя со стороны. А ещё сразу править ошибки, так формируются нужные привычки и навыки. И усилили. Перед вторым вебинаром за пол часа связался по видео с коллегами и прогнали модель коммуникации, плюс убрали самые явные ошибки (взгляд на камеру, передача слова и пр.). Посмотрю, что получилось, интересно, радеешь за учеников. И радуешься, когда результат на лицо в прямом и переносном смысле.