- Каждый «герой» имеет свой имидж.
- Стереотипы или как имидж влияет на восприятие человека.
- Формирование имиджа через коммуникативные / поведенческие навыки.
- Формирование имиджа в виртуальной / информационной среде.
- Практические советы по созданию имиджа.
Каждому времени свойственны свои герои. Герой – это тот, кто замыкает на себе невидимые ниточки ожиданий людей, овеществляет мечту, стереотипно рисуется в мозгу или ассоциируется с вполне конкретным образом, понятием, принадлежностью. Герои бывают разными. Неизменно и обязательно одно – каждый «герой» имеет свой имидж.
Имидж – это инструмент социальной презентации. Маска, упаковка, обёртка.
Определение имиджа (от англ. image – образ, лик, изображение) - это созданное представление об объекте (человеке, компании, событии, etc.), которое работает на решение конкретной задачи. Имидж ради имиджа… так не бывает.
Имидж часто связывают с эмоциональной оценкой объекта. В предельно упрощённой форме имидж отвечает на вопросы: «нравится / не нравится», «моё / не моё». Ещё глубже, уходя в антропогенез – «опасен / неопасен» данный объект. Формы имиджа меняются с течением времени, суть остаётся неизменной.
Как имидж влияет на восприятие человека
Понятие имиджа неразрывно связано с понятием стереотипа.
«Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние на реальность, на поступки людей огромно. Вспомним хотя бы «антирекламу» педагога и композитора Антонио Сальери, сделанную А. С. Пушкиным. В бытовом сознании прочно укоренился стереотип: Сальери — убийца Моцарта. Хотя реальный Сальери написал около 40 опер, помогал Моцарту, был учителем Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа и др.
[…] Человек не может без стереотипов, которые помогают ему хоть как-то упорядочить многообразие мира в своем представлении. Оборотная сторона этого явления: человек создает для себя удобную «псевдореальность», зачастую имеющую мало общего с реальностью подлинной, ибо даже то, что кажется бесспорным фактом, оказывается лишь очередным стереотипом...»
Викентьев И. Л. Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты, СПб, изд. дом “Бизнес-Пресса”, 2007г. с. 65-68
Получается, что имидж включает в себя как реальные, так и вымышленные свойства объекта. Причём «упаковка» часто играет ключевую роль. Имидж поп-исполнителя будет качественно отличаться от имиджа рок-исполнителя. Каждый работает на свою аудиторию. Редко кому удаётся понравиться всем.
Имидж образа человека
Над имиджем необходимо работать. Имидж нужно не только создавать, но и поддерживать. Иногда – восстанавливать или возвышать. Неспроста существует профессия имиджмейкера – специалиста, ответственного за создание «правильного» образа, попадающего в максимальное количество стереотипов (ожиданий) «клиента».
На самом деле, профессиональный PR-технолог или маркетолог в определённой мере выполняет функцию имиджмейкера. Только в качестве «клиента» выступает не человек (= работает имиджмейкер), а, например, коммерческая организация, которой также необходимо быть услышанной и понятой своей аудиторией. Для компаний имидж частично упаковывается в понятие бренда.
Иногда имидж путают с репутацией. Репутация - это результат уже совершённых дел, сличение ожидаемого и фактического. Для формирования имиджа достаточно желания, ресурсов и технологий (прежде всего, это важно, - учёта аудитории, под которую образ создаётся и транслируется). То есть имидж, «нужный образ» можно создать на ровном месте. Неспроста существует индустрия моды с накрученной добавленной стоимостью продукции за бренд и масса всевозможных аксессуаров внешней подачи объекта: от татуированных тел африканских вождей до большого, чёрного, блестящего автомобиля (хорошо, если не взятого в аренду для проведения встречи).
Имидж человека в современной трактовке часто называют личный бренд или бренд личности.
Формирование имиджа
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Толстой Л. Н.
Лев Николаевич тонко подметил: неважно, что человек о себе думает, принципиально – что думают о человеке другие и на основании чего они делают такой вывод.
Иногда имидж рассматривают через фильтр пяти основных органов чувств человека. Это ошибка:
«Органы чувств — первые разведчики человека в его взаимодействии с окружающей средой. Ощущения и восприятия дают толчок к возникновению любого жизненного действия, любой эмоции, любой мысли. […] По традиции мы еще продолжаем говорить о пяти внешних чувствах — о зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. Наука давно уже расширила этот список. Современная классификация ощущения (воспользуемся книгой Б. Г. Ананьева «Теория ощущений») такова:
Зрительные ощущения с явлениями ахроматического зрения, хроматического зрения и пространственного видения.
Слуховые ощущения, с явлениями речевого, музыкального и пространственного слуха.
Вибрационные ощущения (занимающие промежуточное положение между слуховыми и осязательными).
Тактильные (кожно-осязательные) ощущения.
Температурные и болевые ощущения.
Кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения. Здесь различают кинестезию рабочих движений рук, кинестезию рабочей позы и опорно-двигательного аппарата и кинестезию голосового и речедвигательного аппарата (артикуляционной моторики).
Вестибулярные (статико-динамические) ощущения равновесия, замедления и ускорения.
Обонятельные ощущения.
Вкусовые ощущения.
Интероцептивные (внутренностные) ощущения.
Человек действует, предметы и явления материального мира воздействуют на его органы чувств, в результате рождаются ощущения как отражения отдельных свойств предмета или явления.»
Гиппиус С. В., Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001. С. 296-298
В связи с бешеным развитием технологий в 21 веке несколько некорректно соотносить имидж исключительно с органами чувств (это, в некоторой степени, упрощение процесса). Да, человек так устроен, что он потребляет информацию посредством зрения, слуха и т. д. Но сама форма подачи информации изменилась. Крупными мазками можно сказать, что формирование имиджа сегодня связано с двумя ключевыми параметрами:
Поведенческими навыками – как «герой» умеет действовать среди людей для формирования нужной ему реакции.
Виртуальной средой – редкий профи обходится без профиля в социальных сетях, видео, постов, статей.
Формирование имиджа через коммуникативные / поведенческие навыки
Проверочный вопрос: про какого человека говорят – он харизматичный? Когда что?
Харизма, официальный имидж, имидж делового человека напрямую зависят от умения индивида держаться на публике, действовать публично. Профессионалу необходимо уметь двигаться, владеть жестами, позами, мимикой, речью, темпами, амплитудами и прочими психофизическими компонентами образа.
Деловой имидж предполагает умение человека публично выступать, вести беседу, интеллектуально парировать и атаковать. В отдельных случаях - уметь дать отпор хаму или безэмоционально отреагировать на сложную ситуацию.
При формировании имиджа также необходимо работать над внешним видом: одежда, аксессуары, прическа, общая ухоженность (или наоборот, потёртость) – всё зависит от задачи и аудитории, под которую разрабатывается имидж.
Поведенческим навыкам необходимо учиться. Как езде на велосипеде. Ибо навык – это произвольное, намеренное включение нужного действия, приёма, реакции на ситуацию.
Например, чтобы прослыть харизматичным человеком, стоит следить за осанкой, скоростью движений и речи, интонированием. Харизма – собирательный образ, свойственный уверенному, сильному человеку. А «уверенный и сильный» в головах масс (помним о стереотипах) – это набор счисляемых характеристик человека.
Специализация школы передовых коммуникаций Human Avantgarde – работа с поведенческими навыками уважаемого Клиента. Работа не на словах, а на деле. Точнее, «на теле».
Для формирования нужного имиджа Клиент проходит курс занятий с опытным наставником, в процессе которого вырабатываются и закрепляются необходимые навыки коммуникации.
Важно: работа с навыками в Human Avantgarde ведётся на базе научных технологий. Основа – отечественная школа физиологии и биомеханики: Павлов И. П., Сеченов Н. И., Бернштейн Н. А., Ухтомский А. А. и проч. Существенный пласт в методологии занимает театрально-актёрская школа, что, по факту, давно идёт нога в ногу с психофизиологами: Станиславский К. С., Чехов Н. А., Кох И. С., Гиппиус С. В., проч.
Формирование имиджа = формирование поведенческих привычек (стереотипов), которые произвольно включаются в нужном контексте для решения конкретной задачи (напр., привлечь или удержать внимание).
«Законы искусства — законы природы. Рождение ребенка, рост дерева, рождение образа — явления одного порядка. Восстановление «системы» [Станиславского], то есть законов творческой природы, необходимо потому, что на сцене в силу условий публичной работы природа насилуется, и ее законы нарушаются. «Система» их восстанавливает, приводит человеческую природу к норме. Смущение, боязнь толпы, дурной вкус, ложные традиции уродуют природу.
[…] По удачному выражению С. М. Волконского, «трудное должно стать привычным, привычное — легким [а легкое — красивым]». Для этого нужны неустанные систематические упражнения.
Вот почему виртуоз и танцор месяцами долбят один и тот же пассаж или па, пока они однажды и навсегда не войдут в их мускулы, пока усваиваемое не превратится в простую механическую привычку. После этого уже нет о том, что было так трудно и что так долго вначале.»
Станиславский Константин Сергеевич, Работа актера над собой: Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика / Подготовка текста, вступ. ст. и примеч. Г. В. Кристи. Изд. 5-е. — М.: ЛЕНАНД, 2014. с. 309-311
Формирование имиджа в виртуальной / информационной среде
Имидж человека 21 века – это, в том числе, его виртуальный образ. То есть создание информационной оболочки вокруг человека в виде сайта, статей, правильного контента в социальны сетях, СМИ, словом всего того, что в маркетинге называют позиционированием – введение проверяемых критериев продукта, ой, личности.
Потому что я, клиент, захочу проверить – а не показалось ли мне, что Марья Васильевна такой крутой спец в своей профессии? Так, например, сегодня редкий отдел HR возьмет на приличную работу специалиста, не просмотрев аккаунты его соц сетей.
Для формирования и поддержания «нужного» имиджа в виртуальной и информационной среде необходимо предпринимать массу усилий. Продвижение имиджа в Instagram, VK, на YouTube и иных масс-медиа площадках подразумевает создание стратегии и неуклонное ей следование («ай, устал(а)… через пару недель…» не работает). Обычно на создание устойчивого имиджа персоны уходят годЫ, стахановские усилия и масса косвенных затрат (здоровье, семья, дети, спокойствие… уходят на второй план). Иначе – проблематично. Или дорого (да, можно нанять команду профессионалов, которые за Вас выполнят часть работы). А иначе – никак. Конкуренция.
Имидж современного человека от Human Avantgarde
Несколько практических советов для тех, кто готов засветиться в обществе.
Формулируем цель (чаще, систему задач) – для чего человеку необходимо формировать имидж? Например, для продвижения / узнаваемости компании директор становится светской персоной (Тиньков, Ашманов, Лебедев, etc.). Для повышения стоимости за оказываемые услуги – часто используется для узконаправленных специалистов уровня юриста, доктора, стилиста, etc.
Выбор целевой аудитории. Всем понравиться не удастся. По факту, и не надо. Имидж решает конкретные задачи человека и, чаще, его социальных активностей, бизнеса.
Изучение целевой аудитории. Прежде всего – положительных и отрицательных стереотипов клиентуры. Например, мало найдётся почитателей юриста в трениках.
Важно! Изучение конкурентов. Вряд ли найдётся область, где бы уже не было «лидера мнений». Более конкретно: Вас будут сравнивать.
Формирование имиджевой стратегии. Аналог маркетинговой стратегии, когда на определённый период закладывается перечень мероприятий. И неукоснительное выполнение плана. На практике для входа в конкурентную нишу могут потребоваться годы. Или большие бюджеты, если хочется пабыстрее.
Создание образа в виртуальном пространстве. Оптимально, выходить на/через популярные СМИ.
Постановка поведенческих навыков. Одно неудачное публичное выступление, неверная реакция, неудачная фраза и … Люди так утроены, что запоминают и, что греха таить, любят поперемывать косточки именно в тех случаях, когда допущена ошибка (а не одержана победа – мало есть независтливых людей, способных искренне радоваться достижениям других, ведь это косвенное признание своей слабости).
Школа передовых коммуникаций Human Avantgarde специализируется на формировании поведенческого имиджа (а при необходимости обеспечивает поддержку по «виртуальному» фронту). Клиенты школы проходят профессиональный тренаж, ставятся модели поведения в нужных (Заказчику) контекстах. После прохождения курса по постановке поведенческого имиджа уважаемые выпускники уверенно выступают или держатся на публике, легко ведут диалог с собеседниками разных уровней, могут заразить харизмой, увлечь или наоборот достойно выйти из пикантной ситуации провокации.
Никакой мистики – работа с навыками (тела, мимики, голоса, реакций, etc.).