Коммуникативная Биомеханика
Семенкова.
Метод управляемого поведения
Статья об авторской методике тренинга

Поведение как инструмент. Точный, красивый, умный. Законы физиологии и социального восприятия. Актёрские техники, бизнесовый прагматизм и житейский опыт. Результат – простая в освоении и глубокая по сути техника тренинга Коммуникативная Биомеханика Семенкова (КБС). «Быть собой. И кем надо» - обычный навык, доступный каждому.

Аннотация

«Ах, надо было действовать иначе!» В жизни каждого случаются ситуации, после которых мы приходим к такому выводу. Поведенческие ошибки настолько обширны, что под «надо было иначе» попадают как миллионные сделки, так и личные отношения, сотрудники, дети, клиенты, друзья, etc.

Как поступает средний гражданин, осознав ошибку? Погрустит и забудет. И воспроизведет ошибку снова. Физиология неумолима. Срабатывает автоматизм, привычная реакция. Ошибки копятся годами и иногда бабахают так, что жизнь сломана (напр., статистики Росстата по разводам за 90%, семья, как НЕумение договариваться).

Люди склонны в неудачах винить всех, кроме себя. Забывая, что поведение – это навык. Чтобы это понять я более >15 лет изучаю поведение. Участвовал в десятках проектов, работал психологом, вырос до тренера и бизнес-консультанта, собрал базу с тысячами примеров, написал книгу, запустил школу и, ключевое, через тренинговые тернии вышел на авторскую методику, позволяющую легко управлять поведением.

Метод схож с постулатами Тейлора Ф. У. в менеджменте, где классик научного управления сделал, казалось бы, элементарную вещь – разделил операции на мелкие и пересобрал в правильной последовательности. КБС работает аналогично через 6 элементов поведения: скорости, жесты, голос, мимику, позы, переключения. Каждый элемент тренируется отдельно и комбинируется в модель поведения, отвечающую задаче. Как кирпичики, из которых можно выстроить бесконечное количество форм.

Давайте разберемся, как работает Коммуникативная Биомеханика. Чтение не заменит тренинга (навык есть навык), но отдельные упражнения можно использовать сразу после ознакомления со статьей.

«Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Рокфеллер Джон

Введение

К 30 годам человек крепко пронизан привычками, автоматизмами. Каждый думает, «я» так поступаю, «я» управляю собой. По факту, человек напоминает лавку старьевщика, где хранятся редкие драгоценности удачных паттернов поведения и откровенный хлам привычек, настолько вошедших в натуру, что мы не способны действовать иначе, не видим себя со стороны.
Г. И. Гурджиев, исследователь, философ, создатель методики совершенствования человека, один из первых тренеров поведения.
Изображение: https://goo.su/kGe9
«Человек - это машина. Все его дела, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки суть результаты внешних влияний, внешних впечатлений. […] Величайшая ошибка думать, что человек всегда один и тот же. Человек никогда не бывает долго одним и тем же. Он постоянно изменяется; он редко остаётся неизменным даже в течение получаса. […] Вы удивитесь, обнаружив, какая толпа таких Иванов, Николаев и других лиц живёт в одном человеке. Если вы научитесь наблюдать за ними, вам не нужно будет ходить в кинематограф».
Г. И. Гурджиев, цит. по П. Д. Успенский. В поисках чудесного: Фрагменты неизвестного учения. М.: Книга по требованию, 2013. С. 29, 72-73
Попробуйте, если вы правша, писать левой рукой. Неудобно? Просто нет навыка. С поведением аналогично. Поведение формируют гены и среда. Человек копирует (не всегда идеальные) модели / паттерны поведения родителей, окружения и допускает коммуникативные ошибки, которые незаметно портят жизнь.

«Справедливо ли, что по мере развития цивилизации подражание становится более и более добровольным, сознательным и обдуманным? Я думаю, напротив. Как у отдельного индивида сознательный волевой акт становится в конце концов бессознательным, обращается в привычку, так и у целого народа нововведение, вначале оспариваемое и с трудом пролагающее себе путь, под конец превращается в традицию и рутину».

Тард Г. Законы подражания. — М.: Академический проект, 2011. — С. 164.

Кто учит поведению?

Парадокс - среднего гражданина в 21 веке не учат общению. В школе есть биология, химия, другие «важные» предметы, но, за единичными примерами, отсутствует тренинг поведения. При этом от уровня коммуникации зависит качество личной и профессиональной жизни. Надо уметь выступать и записывать видео, проводить совещания и презентации, не бояться пригласить на свидание или спокойно отшить хама. Эти и многие другие задачи решаются через коммуникативные навыки.

Замечу, при воспитании элит, в ведущих образовательных учреждениях мира коммуникативным навыкам уделяется огромное значение. Например, в Гарварде существует правило распределения времени 70/30, где 70% - инвестиции в профессию, 30% - в коммуникации, умение рассказать о себе, результатах.
Изображение: https://goo.su/tCAapx
«Способность легко менять манеру поведения в зависимости от компании и от ситуации рождала своеобразный сплав серьезности и легкомыслия, который создавал особенный шарм светского человека. […] Естественность и непринужденность, с которой светские люди выполняли все требования этикета, была результатом целенаправленного воспитания, сочетавшего в себе внушение определенных этических норм и усердную тренировку. […] Правила хорошего тона должны стать привычкой, выполняться машинально. […] Когда нетерпеливый питомец вырывался наконец из-под опеки madame или monsieur, в свои 16—17 лет он не только свободно говорил по-французски, но и легко, автоматически выполнял все правила хорошего тона».
Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина: Опыт знаменитых семей России - М.: Эксмо, 2014, с. 110, 245-246, 248
Декларации VS инструменты

Допустим, человек готов учиться. Оказывается, обучение часто носит декларативный, не инструментальный характер (см. «Декларативные и процедурные знания по И. Л. Викентьеву»). Люди идут на громкие имена, рекламу, «поверь в себя», не осознавая, что вера в навыках не работает. Методы копируются (воруются) без отсылок на первоисточники, классиков. На рынке курсируют одни и те же подходы. «Тренера» в stories демонстрируют частную жизнь, а не исследования. Кто-то обращается к психологам (к слову, «психо» - наука о «душе», психике, не о навыках), которые, за редким исключением, много «говорят» без результата для клиента. Кто не бывал на бесполезных тренингах?

«Начиная преподавать на курсах ораторского мастерства, я [Д. Карнеги] уделял массу времени голосовым упражнениям, позволяющим добиться резонанса, увеличить диапазон голоса и улучшить дикцию. Однако довольно скоро я понял, что совершенно бесполезно объяснять взрослым людям, как проецировать их тоны на верхнюю полость и как формировать «плавные» гласные. […] Я обнаружил: если взять время и энергию, которые я раньше тратил, обучая своих слушателей «диафрагмальному дыханию», и поработать над гораздо более важными проблемами, освобождая моих студентов от их комплексов и общей апатии, то я добьюсь быстрых и устойчивых результатов, которые будут поистине замечательны. Слава богу, что мне хватило ума до этого додуматься.»

Карнеги, Д. Законы влияния; пер. с англ. — 2-е изд. Минск: Попурри, 2017. с. 689

Скорее всего, я был бы ещё одним «вау-тренером». Если бы не многолетняя работа под началом уважаемых Учителей:
·  Викентьев Игорь Леонардович, основоположник рынка тренинга и консалтинга России; ввел термин «модели поведения», рекомендовал исследовать эту тему, обучал азам тренинга.
·  Рыжачков Анатолий Александрович, консультант-международник, главред издательства концентрированных знаний LIVREZON, где вышла моя первая книга.
Метод Коммуникативной Биомеханики Семенкова

«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Л. Н. Толстой

· Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача; от лат. communico — делаю общим) – общение, обмен информацией.
· Биомеханика (гр. «bіос» - жизнь; «имхаѵік» - наука о механических движениях тел и причинах его возникновения) – наука о движениях механических аспектов биологических систем (движениях человека).

Коммуникативная Биомеханика – метод тренировки (постановки) поведенческо-коммуникативных навыков, основанный на движении.

Термин «биомеханика» имеет медицинскую и театральную коннотацию. В описываемом методе тренировки поведения «биомеханика» преимущественно из театральной традиции, хотя связь с физиологией имеет место быть.
Классик театра В. Э. Мейерхольд и теоретик искусства, кино С. М. Эйзенштейн. Изображение: https://goo.su/VPFzB34
«Уже с 1918 г. системе театральных движений дано Вс. Мейерхольдом наименование «биомеханика». Возникшая на изучении и в целях создания новой системы сценического движения, при более глубоком проникновении в изучение — она дает нам основы движения человеческого организма как такового и возможности создания новой механики движущегося человека — новой его двигательной организации. Законы биомеханики основаны на точном изучении и осознании физиологической конструкции человеческого организма. На основании данных изучения человеческого организма биомеханика стремится создать человека, изучившего механизм своей конструкции, могущего в идеале владеть им и его совершенствовать».
Из беседы с лаборантами Вс. Мейерхольда [С. М. Эйзенштейном и В. И. Инкижиновым]
Разум или тело?

Задайтесь вопросом, что больше влияет на формирование привычек поведения - разум или тело? Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., Дробышевский С. В., считает:

«"Адаптируемый маугли" [разум начинает определять поведение] - достижение последних 25 тысяч лет, может - до 80 тысяч лет».

Пара десятков тысяч лет разумного поведения в противовес миллионам лет инстинктивно-рефлекторной деятельности. При работе с навыком человек эволюционно склонен к «дрессуре». Можно анализировать поведение. Но пока мы не попробуем выполнить действие, ничего не получится. Вспоминайте, как учились водить автомобиль или плавать, как шаг за шагом врабатывалось тело, делая незнакомый навык привычным.

Тренинг поведения

Есть тренинг поведения. Мы ставим модели поведения, учимся управлять «движением». Как в театре – Мейерхольд В. Э. называл метод подготовки актера «биомеханикой». Метод также решает задачи коммуникации. Например, выглядеть и говорить уверенно.

Есть физиологические основы, которые необходимо знать и учитывать, потому что КБС, модели поведения завязаны на телесные реакции, «ловкость». Изучали телесные реакции физиологи: Бернштейн Н. А., Сеченов И. М., Ухтомский А. А., Павлов И. П. и др. Хороший тренинг поведения может быть только с учетом знания физиологических законов, иначе это и не тренинг вовсе!

Бернштейна Н. А. выделим особо, потому что он изучал связь физиологических закономерностей организма с тем, как они проявляются в решении задач на уровне поведения, исполнения целесообразных движений. В частности, в спорте.
Н. А. Бернштейн, ученый, научный оппонент Павлова И. П., создатель направления "Физиологии активности" (биомеханики).
Изображение: https://goo.su/v2KWvPn
«Ловкость не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз. Ловкость поддается упражнению, ее можно выработать в себе [...] Затем обязательно в ловкости то, что она не чисто и грубо физическое качество, как сила или выносливость. Она образует уже мостик к настоящей, умственной области. Прежде всего, в ловкости есть мудрость. Она - концентрат жизненного опыта по части движений и действий. Недаром ловкость нередко повышается с годами и, как правило, удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств. Затем, как всякое качество, связанное уже с психикой, она несет на себе отпечаток индивидуальности».
Бернштейн Н. А., О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. С.26
КБС. Причем тут Тейлор?

Фредерик Уинслоу Тейлор считается родоначальником научной организации труда – менеджмента в его современном понимании. Я, работая бизнес-консультантом, взглянул на поведение через призму тейлоризма. Поведение как набор функций-элементов:

1. Бизнес-процесс = акт / модель поведения.
2. Разложил поведение на «элементы», получил 6 ключевых функций: темпо-ритм, жестикуляция, голос, мимика, поза / ракурс, переключение.
3. Разобрался, как работает каждая из функций-элементов поведения, как они взаимосвязаны между собой (напр., естественный жест не может выполняться без включения тела, а в искренней улыбке участвуют уголки глаз).
4. Под каждую функцию-элемент путем эксперимента подобрал / придумал несложные упражнения, понимая, что именно биомеханика, «движение» способно быстро изменить паттерн поведения, сделать его управляемым.
5. Пересобрал, соединил в целое управляемые элементы, добившись произвольности в комбинировании моделей поведения от задачи.

Признаюсь, был приятно удивлен, когда по прошествии нескольких лет изнурительной исследовательской работы, исканий, проб и ошибок, обнаружил схожий подход у Всеволода Мейерхольда (аналогично с Карнеги, цитата выше).

«Мейерхольд в своих исканиях опирался, как это ни удивительно, прежде всего на достижения американского инженера Ф. У. Тейлора. Тейлор прославился тем, что разработал метод научной организации труда. Благодаря продуманному подходу, ему удалось добиться экономии физической силы у работающего человека. Секрет заключался в том, чтобы отказаться от всех лишних, непроизводительных движений, придать любой физической работе ритмичность, научить человека правильно найти центр тяжести и устойчивости». Полищук, В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук.- М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. С. 25

Как работает Коммуникативная Биомеханика?

Рассмотрим поведение с позиции двух групп закономерностей:
· физиологии – как протекают базовые процессы в организме человека;
· восприятия – как социум считывает сигналы поведения.

«Ум поставленный навык не заменяет». Викентьев И. Л.

Важно! Поведение есть навык. Может показаться грубоватым, но тренировка коммуникативного навыка сродни дрессуре. Человек проявляется через невербалику, тело, где работают мышцы, биохимия.
Навык, навык и, ещё раз, навык!
Вадим Гущин, хирург-онколог, США.
«С точки зрения когнитивной психологии человек – это мешок химикатов [в т. ч. запускаются через биомеханику]. Если делать всё по таким [невербалика] правилам, [у пациента] будет совершенно однозначная реакция! Хотите вы этого или нет. Даже если вы отчетливо понимаете, что, типа, вами манипулируют, вы все равно не можете никак отреагировать на это. Проверено экспериментально много раз. Не забывайте, то, что вы говорите, будет забыто совершенно точно на 90%. […] Так люди устроены. […] Главное, в какую эмоциональную окраску окрашено это [от коммуникации] впечатление».
Вадим Гущин, хирург-онколог, выступление на онкофоруме Белые ночи
Чтобы сбросить пару лишних кг нужно взять гантели и изрядно попотеть. Никакие эмоциональные интеллекты или вера не помогут. Мышцы слов не понимают, зато прекрасно поддаются тренажу.

«Двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Так как двигательные задачи могут обладать самым разнообразным смысловым содержанием, то, очевидно, навык можно выработать применительно к любому виду произвольного двигательного процесса, независимо от его уровней высоты и состава». Бернштейн Н. А., Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд., — М.: Изд. Моск. псих.-соц. института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004. С. 254

Группа закономерностей 1. Физиология поведения

Автоматизм

«На автоматизмах мозг не парится». Рыжачков А. А.

На что походила бы жизнь человека, если каждый раз ему приходилось заново учиться выполнять простейшие двигательные задачи: ходить, стоять, поворачиваться? Эволюция выработала механизм автоматизации, при котором органы работают, а мозг не отвлекается. Мы говорим, действовал на автомате, то есть, не думая.
И. П. Павлов, ученый, Нобелевский лауреат по физиологии, открыл механизм формирования условных рефлексов.
Изображение: https://goo.su/Kt9EU1w

«Автоматизм (от греч. αὐτόματος – самодействующий, самопроизвольный), способность клеток, органов или целого организма к ритмич. деятельности при отсутствии внешних побудит. факторов. […] У высокоразвитых животных А. проявляется даже в виде стереотипных действий (напр., движение конечностей, шеи, туловища при ходьбе), последовательность которых определяется работой соответствующих отделов центральной нервной системы. А. поведенческих актов животных и человека связан с выработкой в процессе научения динамич. стереотипа условных рефлексов, который лежит в основе приспособления организма к постоянным факторам внешней среды».

Большая российская энциклопедия

Динамический стереотип

Динамический стереотип более сложная, составная отдельных автоматизмов. Рука «сама» на автомате вставляет ключ зажигания, а вот ведет машину уже динамический стереотип.

«Способность действовать во внезапно изменяющихся обстоятельствах зависит от сложных процессов возбуждения и торможения нервных клеток коры головного мозга. Этот процесс, совершающийся чуть по-иному в каждом конкретном случае, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Отличительной чертой его является функциональная способность изменяться — как совершенствоваться, так и наоборот, полностью разрушаться, преобразовываться».

Кох И. Э., Основы сценического движения: Учебник. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. с. 48-49

Нейронные связи

Любой новый опыт человека фиксируется не только в теле через автоматизацию повторяющихся физических действий. Он «записывается» в мозгу прорастанием нейронных цепочек.

«Изучение нейропластичности показало, что мозг растет и изменяется на протяжении всей жизни. Активное повторение задания формирует новые, более прочные нейронные связи. Когда человек становится специалистом в определенной области – музыке, спорте, ораторском искусстве, – область мозга, связанная с этими навыками, в буквальном смысле увеличивается в размерах. «Все мы становимся лучше в том, что делаем, если делаем это постоянно», доктор Паскаль Мишлон, профессор Вашингтонского университета в Сент-Луисе». К. Галло. Презентации в стиле TED. 9 приемов лучших в мире выступлений. «Альпина Паблишер», 2015, с. 28

Ассоциативные обратные связи

Обратные связи, инструмент, которым мы пренебрегаем, живя с озабоченным лицом, в спешке. Послушный организм возвращает нам наш «заказ», спровоцированный тонусом мышц.
Даниэль Канеман, психолог, Нобелевский лауреат, один из основоположников поведенческой экономики.
Изображение: https://goo.su/MgnWXA
«В ассоциативных сетях двусторонние связи - обычное дело. Например, если вам весело, вы улыбаетесь, а если вы улыбаетесь, то вам становится веселее […] Простые, привычные жесты также неосознанно влияют на наши мысли и чувства. […] Те, кто кивал, то есть делал жест согласия, чаще соглашались с услышанным сообщением, а те, кто качал головой, чаще отвергали услышанное. Опять-таки это происходило неосознанно, за счет привычной связи между отказом или согласием и его обычным физическим выражением».

Даниэль Канеман. Думай медленно... решай быстро. Издание на русском языке. AST Publishers, 2014 г. стр. 100-102

Гормоны («Улыбаемся для себя!»)

Организм вырабатывает гормоны подкрепления мышечно-двигательной реакции.

«Когда мы улыбаемся, в нас рефлекторно вырабатывается уровень серотонина. Я однажды спорила с одним немцем. Он мне говорил, что русские все такие хмурые, такие злые, что боишься подойти, а мы всегда улыбаемся. Я говорю, если русские тебе улыбнулись, ты можешь быть уверен, что это искренняя улыбка. Вы улыбаетесь и делаете какие-то ужасные вещи, такая улыбка плохая. А он говорит: «Мы улыбаемся не для вас. Мы улыбаемся для себя!». Я тогда поняла, да, они улыбаются для своего здоровья, себе не вредят. Когда мы сдвигаем брови у нас на все движения соответствующая реакция организма. Не только эмоциональная, но и функциональная. Поэтому, улыбаясь, делая акценты на чем-то красивом, мы таким образом помогаем нашему гормональному фону становиться лучше, в позитивную сторону. Поэтому мы сами, всегда это подчеркиваю, ответственны за наше здоровье и не только».

Зухра Павлова, д.м.н, врач-эндокринолог, интервью. Пример: Терещенко Л. Д.

Тренировка навыков поведения по методу Коммуникативной Биомеханики есть прежде всего механическое воспитание, автоматизация через движение, дрессура нужной реакции. Тело запоминает «движение», подкрепляет гормонами. Происходит «прошивка» мозга, прорастают нейронные цепочки. Сложный навык становится обыденностью. Недаром Лесгафт П. Ф. рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека, изрекая нетленное: «Что упражняется, то развивается. А что не упражняется – распадается».
Группа закономерностей 2. Социальное восприятие

Человек социален. Стоит выйти в люди, нас начинают оценивать. Аналогично поступаем и мы, сознательно или бессознательно оцениваем окружение. Грош цена поведенческим настройкам, если мы не понимаем закономерностей восприятия. Любой акт поведения есть решение задачи. Человек ничего не делает «просто так».

Стереотип или что на самом деле видит человек

Ваша мудрая бабушка когда-то шепнула, при знакомстве обращать внимание на обувь партнера. Теперь каждый, у кого грязные ботинки, получает отворот-поворот. Работает стереотип, своеобразный фильтр восприятия, который определяет поведение.
Уолтер Липпман, автор концепции общественного мнения, "стереотипа", фундамента пропаганды.
Изображение: https://goo.su/GCZM
«Между человеком и его средой располагается некая псевдосреда [стереотип]. Поведение человека является реакцией именно на эту псевдосреду. Последствия этой
реакции, собственно действия человека, происходят уже в реальной среде. […] Самые тонкие и самые распространенные механизмы воздействия — это те, что создают и поддерживают репертуар стереотипов. Нам рассказывают о мире до того, как мы его видим. Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними».

Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004. — С. 38, 104

Язык тела (невербалика)

Альберт Меграбян (и множество других исследователей), профессор психологии Калифорнийского университета, экспериментально показал значение невербального поведения относительно вкладываемых в речь смыслов. Правило «7-38-55» – человек реагирует прежде всего на форму.

«Когда кто-то пытается понять ситуацию, есть три главных компонента:

- 7% что говорится;

- 38% как это говорится;

- 55% выражение лица.

Самый интересный вывод из этой работы, особенно в отношении понимания чувств и позиции собеседника: в случае, когда язык тела говорит не то, что говорят слова (психологи называют это неконгруэнтностью), решающим фактором является язык тела».

Макс Эггерт, Язык тела: Впечатляйте, убеждайте и добивайтесь успеха с помощью языка тела, М., «Претекст», 2012 г., с. 18-19.

Эффект первого впечатления

У нас есть 2 секунды, чтобы сформировать мнение о себе. Феномен первого впечатления по Налили Амбади и Роберту Розенталю.

«Люди очень быстро формируют мнение о тех, кого они в первый раз видят, в течение первых двух секунд общения, причем это мнение никак не связано с тем, что говорит данный человек. Очень редко какие-то события, которые происходят после этих первых двух секунд, могут существенно изменить первое впечатление».

Уильям Паундстоуи, Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов, М., «Альпина Бизнес Букс», 2004 г., с. 21-22. Источник

Существует много исследований, доказывающих значение «формы» поведения. Сегодня именно когнитивно-поведенческая терапия, базирующаяся на идеях бихевиоризма, является международно-признанным подходом доказательной психологии. Понимание механик социального восприятия дает ключ к включению нужной модели поведения, а заодно запускает внутренние процессы формирования установок, эмоций, мышления. Попали в стереотип, очаровали в первые секунды общения – положительное впечатление может работать годами.
Подход к тренингу по методу КБС. Как быстро ставить навыки поведения?

С учетом психофизиологии, закономерностей социального восприятия тренинг поведенческих навыков по методу Коммуникативной Биомеханики ведется от внешней формы, «движения»:
1. Отдельно тренируются 6 базовых элемента поведения: голос, жесты, скорости, положение тела, мимика, переключения.
2. Тестируются различные комбинации из 6 элементов. Например, скорость речи соответствует интенсивности жестикуляции, мягкий голос и улыбка, etc.
3. Удачные (как способ решения коммуникативной задачи) и удобные (индивидуальные физиологические особенности, значение имеет, напр., комплекция человека, старые травмы, привычки) комбинации из 6 элементов преобразуются в модели поведения*.
4. Модели поведения с учетом ассоциативных обратных связей организма и эффектов социального восприятия формируют настроение, состояние актора, оптимальные для решения задачи. Например, уверенности.
5. Корректно подобранная и искусно «отыгранная» с учетом стереотипов и задач модель поведения однозначно трактуется аудиторией.
6. Реакция окружения считывается и подкрепляется биохимией, впрыском гормонов. Именно поэтому после удачного выступления или одобрения коллег мы чувствуем эмоциональный подъем.
7. Коммуникативно-поведенческая задача решена! Произвольно переключаемся в иную модель поведения. Так, руководитель после эмоционального совещания мягко болтает с супругой по телефону (бывает наоборот, когда отсутствует навык переключений, см. «Защитные механизмы по Анне Фрейд», напр., проекция).

*Модель поведения – это управляемая роль, градус, оттенок поведения, который «включает» человек для решения конкретной поведенческо-коммуникативной задачи. Термин «модель поведения» предложен в указанной трактовке Викентьевым И. Л., «Формирование двух и более моделей поведения по И. Л. Викентьеву». Например, врачу лучше вести прием, запустив модель умеренно тревожно-внимательного человека, не «своего парня» с улыбкой.

«Невербальные сигналы рассерженности и тревоги трактуются пациентом как знаки вдумчивого участия и серьезности со стороны врача. Hall et al. (1981)».

Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер. Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. — М.: ГРАНАТ, 2018, с. 146.

Формула «поведения-инструмента»

СИТУАЦИЯ + РЕСУРС = РЕЗУЛЬТАТ


· Ситуация – это контекст, в котором оказывается человек. Контекст навязывает нам поведенческую задачу, требующую выбора реакции (часто неосознаваемой, автоматичной). Например, как лучше говорить с клиентом или успокоить ребенка.
· Ресурс – тело человека, биомеханика привычек, способность произвольно, от задачи включить нужный оттенок, модель поведения. В консалтинге существует важное правило - решить задачу клиента на ресурсе, не привнося в систему доп элементы (это ведет к затратам, см. «Закон Ле Шателье»). Продавцы в одинаковой форме, с кем-то комфортно, другой манерой общения отталкивает.
· Результат – логичный, необходимый нам итог коммуникации. Клиенту понравилось общение, сделка состоялась.

Важнейшие параметры метода Коммуникативной Биомеханики – скорость и простота тренировки. Работая от формы, биомеханики движения можно выйти на результат, сгенерировать нужную модель поведения или подготовить к выступлению за 1-1,5 часа индивидуального тренинга. Выпускник курса КБС делится:

«В компании нас учили всяким ораторским и коммуникативным техникам. Но ваш метод… Так быстро и так глубоко меняет стиль общения, не встречал такого ранее» (десятки отзывов).

Метод базируется строго на научных, академических подходах, психофизиологии, биомеханике, актерских техниках признанных метров: Павлов И. П., Ухтомский А. А., Сеченов И. М., Лесгафт П. Ф., Скиннер Б. Ф., Бернштейн Н. А., Станиславский К. С., Кох И. С., Гиппиус С. В., etc.

Поведение как сложный навык из суммы «элементов» и градуса исполнения

Поведение как сложный коммуникативный навык, состоящий из нескольких «воспитанных» (надрессированных) или «невоспитанных» (автоматизмы) элементов. Представьте ситуацию, в которой предстоит побывать. Подберите к каждому «элементу» поведения соответствующий накал, градус подачи. Объедините в модель поведения. Можно попробовать у зеркала или на камеру смартфона.

КБС – «РЕСУРС»: 6 элементов / градусы поведения

Градус / элементы поведения

Темпо-ритм (скорости)

Жесты

Голос

Мимика

Тело / ракурс

Переключение

Мягко


Х


Х


Х

Спокойно

Х


Х

Х

Х

Х

Эмоционально



Х





Например, пришли на встречу с клиентом или собеседование. Не стоит разваливаться на стуле, громко говорить, прятать глаза. Напротив, доброжелательная мимика с подключением серьезных ноток, спокойный, неторопливый голос с паузами, плавные жесты. Вспоминайте, насколько приятнее общаться с человеком, когда тот настроен позитивно. Ведь «позитивно» - это набор невербальных сигналов.
Упражнения* КБС на 6 «элементов» поведения

Управляемое поведение – сознательное использование данных от природы «элементов». Рассмотрим их детально и поучимся управлять ими. Представьте дирижера, который пюпитром ведет оркестр. В методе Коммуникативной Биомеханики пюпитром выступает движение (или комбинация), точность физического исполнения. Последите за рукой при произношении фразы. Пускай слова следуют за жестом. Как за дирижерской палочкой.

*Предлагаются отдельные упражнения Коммуникативной Биомеханики, не избыточно.
** Упражнения элементарны, легко интегрируются в привычное расписание. Тренировать биомеханику можно, стоя в пробке, на кофе-брейке, прогулке 2-5 минутными сессиями.
***Тренируем каждый элемент отдельно, добавляя «ещё один» элемент к уже освоенному: скорость; скорость + жест; скорость + жест + голос; и т.д. До умения произвольно запускать комбинации элементов – модели поведения.

Скорость (темпо-ритм)

Скоростями, ритмами пронизана жизнь человека: дыхание, удары сердца, шаги, etc. Нас гипнотизирует ритмичная музыка или бой барабанов. Сотни людей мгновенно синхронизируются, аплодируя артистам.
Биомеханика движений фигуристки. Изображение: https://goo.su/CjDxSXA
«[Человек] должен уметь выполнять движения с различной скоростью — от средней до граничащей с почти полной неподвижностью. […] Среди признаков движений темп является признаком ведущим, так как именно темп чаще всего характеризует состояние психики человека. Все наши действия и поступки осуществляются в определенном темпе. Скорость поч­ти всегда передает и внутреннее состояние людей».

Кох И. Э., Основы сценического движения: Учебник. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. с. 35-38, 218

Основа тренировки по методу Коммуникативной Биомеханики – умение управлять скоростями движений и речи: произвольно замедляться, ускоряться, останавливаться. Темпо-ритм – стержень, которому подчинены прочие элементы поведения.

«Руководя лабораториями по физиологии труда, развивая учение Введенского о функциональной подвижности, Ухтомский вскоре сформулирует принцип усвоения ритма. Этот принцип имеет общебиологический характер, и нам не трудно представить, скажем, такой пример: артель грузчиков разгружает баржу с арбузами. Они встают цепью и начинают перебрасывать арбузы от одного к другому. Или более современный пример: в ткацком цехе ткачиха обслуживаем одну-две машины, через некоторое время — пять, семь и т. д. Если понаблюдать, в том и другом случае слаженность и четкость работы достигается не сразу. Определенный ритм вырабаты­вается постепенно. Принцип усвоения ритма лежит в основе любой тренировки, производственного обучения, занятий спортом и является «физиологическим механизмом памяти».

«Труд над собой и ради другого...» (Очерки о выд. рус. медиках): Сборн./Сост. Глазырина И. П., М.: Знание, 1990.— (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Медицина»; №10), с. 8-14

Жестикуляция

«Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна». Квинтилиан

Проведите эксперимент. Встаньте перед зеркалом и попробуйте сказать фразу: а) держа руки вдоль тела; б) подключая руки. Без жестов речь сложно воспринимать. В Коммуникативной Биомеханике за жестом следует слово, жест определяет фразу. Так мы, болтая по телефону, бессознательно рисуем в пространстве узоры, как бы поясняя сказанное. В этом волшебство биомеханики, движение формирует содержание. А мы впадаем в ступор на выступлении, не зная, куда деть руки.
"Victory" - известнийший жест Черчилля.
Изображение: https://clck.ru/3LRTN5
«Жестами человек досказывает то, чего в данном случае не может или не хочет объяснить словами. По своей природе жест: всегда действенен, всегда имеет конкретную цель, выражает эмоциональное состояние человека. […] Жест — это не только движение руками, это и пово­рот головы, и выразительная статика или отказное движение. […] Необходимо знать конкретную цель — что нужно сделать руками и во-вторых, уметь выполнить это действие экономичными и точными движениями».

Кох И. Э., Основы сценического движения: Учебник. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. с. 58-60

Упражнение на тренировку жестикуляции. «Дирижер речи»

Что делает человек, не владеющий иностранным языком? Изображает руками то, что хочет донести. Встаньте перед зеркалом или камерой. Попробуйте «показать» суть произносимой фразы, как в игре «Крокодил». Не думайте, какой жест выбрать. Отпустите руки, забудьте о них, пускай они «сами что-то демонстрируют». Главное, жест сопровождает фразу. Коммуникативная биомеханика жеста вшита в нас с рождения. Мама улыбается чаду, говорит и… показывает руками. «Вот такой большой слон!» - руки неторопливо разводятся в стороны.

Речь (голос)

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Наполеон Бонапарт

Коммуникативная Биомеханика работает от формы, «физики» речи. Говоря, акцент на мышцы: открываем рот, челюсть ходит свободно, губы работают. Нет воздуха – вдыхаем. Контроль внешних форм звукоизвлечения с простейшими приемами интонирования (напр., паузой), регулировкой громкости и скорости позволяют запускать голос под задачу. Например, переход на шепот способен заставить собеседника насторожиться, а молчание быть громче крика.
Узнаваемые интонации голоса политика В. В. Жириновского.
Изображение: https://clck.ru/3LRUQy
«Cами по себе свойства голоса могут содержать значительную информацию о говорящем, и наша общая реакция на другого человека по крайней мере в некоторой степени включает реак­цию на его голос. Восприятие вербальных стимулов сочетается с восприятием невербальных стимулов, что позволяет сформи­ровать концепты, ложащиеся в основу коммуникации. […] Все без исключения научные работы, в которых способ подачи информации выделялся как самостоятельная переменная, пока­зали, что он имеет очень большое значение: оказывает положительное воздействие на количество запоминаемой информации, на изменение установок слушателей и на их доверительное от­ношение к оратору».

Марк Нэпп, Джудит Холл, Невербальное общение. Полное руководство, СПб.: Прайм-Еврознак, 2007, с. 452, 439-440

Упражнение на тренировку голоса и интонирования. «Отделяем слова»

Частая ошибка – поспешность, желание вместить несколько слов в единицу времени. Речь напоминает жужжание, «КакОдноДлинноеСлово». Не учитывается стереотип: мудрый - неторопливый, мелкач - суетный. Упражнение быстро перестраивает речь, делает её понятной. Произнося фразу, отделяем слова одно от другого, вставляя микропаузы: «Я (пауза) помню (пауза) чудное (пауза) мгновенье (пауза)». Можно поиграть со скоростями, ускоряясь, замедляясь. Ключевое, произносить каждое слово обособленно. Голос начинает звучать внятно, жест помогает управлять скоростями речи.

Мимика

«Выражение лица женщины [и мужчины] гораздо важнее ее одежды». Дейл Карнеги

Выражение лица называют главным после речи источником информации о человеке. Существует термин «Приоритет лица» (facial primacy) – нам свойственно оценку собеседника начинать с мимики. Вдумайтесь, «для изменения выражений лица постоянно исполь­зуется как минимум 20 мышц (Rinn, 1984)». Коммуникативная Биомеханика работает как раз через мышцы, моделируя нужный мимический портрет от ситуации. Человек обычно настолько погружен в «думы», что лицо всё говорит за него устоявшимися автоматизмами.
Выражение лица Дина Норриса, американский актер.
Изображение: https://clck.ru/3LSSfn
«Манера слушать и говорить накладывает отпечаток на лицо, формирует со временем стойкий рисунок губ и окрашивает все движения челюсти. А сколько бывает дурных привычек, о кото­рых иногда не знает их обладатель! Один постоянно кривит губы при разговоре, у другого — мертвая верхняя губа, третий выпя­чивает нижнюю губу. […] Мимический паспорт челове­ка — итог всей его биографии. […] Год за годом напрягаются одни и те же лицевые мышцы в нужных выраже­ниях и наконец застывают на лице, создавая общее ощущение неуловимой фальши».

Гиппиус С. В., Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001. с. 235, 237-241, 244-246

Упражнение на тренировку мимики. «Покажи настроение»

Коммуникативная Биомеханика помогает решать жизненные задачи. Каждой задаче соответствует определенное выражение лица. Необходимо перед зеркалом или смартфоном (каким вас видят другие) смоделировать 3 мимических оттенка: а) мягкость, доброжелательность; б) спокойствие, деловитость; с) энергия, эмоция. После, сказать фразу, последовательно переключая мимические портреты. Акцент на «физику» лица: где зажим, улыбка с открытыми зубами, куда направлен взгляд, etc. Помогаем себе жестом, меняем скорость речи. В жизни лицо будет транслировать лишь то, что привыкло. Недаром звезды усердно тренируют мимические портреты, «включая» их на публике.

Поза / ракурс

«Пусть мы молчим, однако тела* наши говорят»

(*оригинал: «Пусть мы молчим, однако дела наши говорят». Луций Анней Сенека).

Ежедневно мы ведем коммуникацию в разных местах: сидя, стоя, в движении. Нам бывает неприятно, когда собеседник слишком близко подошел. Незаметное прикосновение способно расположить, а сутулый человек вызвать неприязнь. Детали выбора позы, ракурса влияют на исход коммуникации.
Принцип спирали Сары Бернар, великая французская актриса.
Изображение: https://clck.ru/3LSTSC
«Я убежден, что актёр, ставший в верный физический ракурс, верно произнесет текст. Но ведь выбор верного ракурса - это тоже акт сознания, акт творческой мысли. Ракурсы могут быть неверные, приблизительные, близкие. Почти верные, случайные, точные и так далее. Диапазон отбора громаден. Но как писатель ищет точное слово, так и я ищу точнейший ракурс

Мейерхольд говорит. Записи 1934 - 1939 годов, в книге: Гладков А.К., Мейерхольд в 2-х томах, Том 2, 1990 г., М., <Союз театральных деятелей РСФСР>, 1990 г., с. 298. Пример: Викентьев И. Л.

Упражнение на тренировку позы / ракурса. «Уверенное появление»

Тело говорит за нас. Зачастую больше, чем слова. Учимся включать стать, выглядеть уверенным человеком. Перед дверью, заходя в помещение, делаем мини-паузу, расправляем плечи, поднимаем подбородок, «расправляемся». Только после, заходим. Акцент на внешнюю форму: скорость открытия двери и шагов, осанка, плавность движений, etc. Вошли, заняли позицию, выгодную для общения. Мимика, голос, жесты усиливают образ. Задача по щелчку запускать модель поведения уверенного человека.

Переключение

«Когда воду наливают в чашку, она становится чашкой. Когда воду наливают в чайник, она становится чайником. Когда воду наливают в бутылку, она становится бутылкой. Вода может течь, а может крушить. Будь водой, друг мой», Брюс Ли

Переключение – навык произвольного изменения оттенка, модели поведения от задачи. Владение скоростями, мимикой, позами, жестами и голосом позволяет «конструировать» выгодную роль. Мои статьи о важности переключений:
Пример переключений от Алла Пугачевой.
А. Б. Пугачева, певица.
Изображение: https://clck.ru/3LSUAk
«- У меня, знаете, кнопки такие есть: один, два, три, четыре — и так до двадцати восьми или тридцати.
- Не понял.
- Ну, мои кнопки. Нажимаю на двадцать пятую — иду в агрессию. Быстро. Номер тринадцать — мистика, я становлюсь мистичной. Номер один — другая какая-то вещь, пятая кнопка — нежность. Есть кнопка мудрости, кнопка сумасбродности. Как в лифте — нажимаешь и попадаешь на этаж, который нужен».

Глеб Скороходов. Алла Пугачева. Встречи с рождественской феей. Москва, Алгоритм, 2013, с. 48. Пример: Матущенко В. В.

Упражнение на переключение. «Неторопливо»

Переключение возможно только когда «элементы» поведения минимально натренированы. Лучше начинать тренинг переключений с несложных физических конструкций, как в упражнении «Неторопливо». Выбираем на день 1-2 объекта, например, смартфон, прическу. Каждый раз беря телефон или поправляя волосы, делаем это неторопливо, сознательно замедляемся (не хватаем телефон при звонке). Акцент в Коммуникативной Биомеханике именно на внешнюю форму поведения, которая запускает смыслы.

Меньше думайте, больше делайте

Работая с учениками по методу Коммуникативной Биомеханики, регулярно повторяю эту, казалось бы, странную фразу. Думать, анализировать контекст, задачу для поиска лучшей модели поведения, разумеется, надо. Но лишь после того, как поставлены отдельные элементы поведения. Работает физиологический «Закон исключительности».

«Всякая целостная деятельность центральной нервной системы имеет тендению быть исключительной, единственной, а постоянным средством устранения ею других деятельностей является процесс торможения».

К. Анохин. Внутреннее торможение как проблема физиологии. Медгиз, Москва, 1958. С. 120

Мозг не может разрываться на два ведущих процесса. Он либо контролирует форму (невербалику), либо смыслы.
А. А. Ухтомский, психофизиолог, создатель учения о доминанте.
Изображение: https://clck.ru/3LSV5i
«Совсем кратко этот механизм [торможения] можно было бы изложить так: пока нервный путь занят проведением очередных волн возбуждения, он не может быть употреблен для принятия и пропуска следующего нервного импульса и оказывается фактически заторможенным для последнего. Перегон от Бологого на Москву оказывается фактически заторможенным для поездов, идущих из Рыбинска, пока пути на нем заняты пропуском составов из Ленинграда» (А. А. Ухтомский, 1937).»
Иначе говоря, поезд, идущий из Ленинграда в Москву, блокирует для других поездов не только тот путь, по которому он идет сам, но благодаря побочному тормозящему действию он исключает самую возможность формирования и прихода поездов в Москву по любым другим дорогам.»

К. Анохин. Внутреннее торможение как проблема физиологии. Медгиз, Москва, 1958. С. 47

Именно поэтому человек неизбежно «подвисает» на старте освоения сложных навыков, пытаясь сразу объединить необъятное. Именно поэтому КБС работает прежде всего над простейшими элементами поведения («меньше думайте…»). Пока физический навык не встал, мы вынуждены концентрироваться на его выполнении («первый раз за рулем»). Когда тело освоилось, «форма» переведена в автоматизм, смело посвящаем себя содержанию («проведу ка совещание, ведя машину»). Навык закрепляется в теле и работает всю оставшуюся жизнь («мастерство не пропьешь»). Организм ленив и не любит расходовать силы на переучивание «физики», ведь надо держать «свободные пути» для смыслов.

ВЫВОДЫ

  • Коммуникативная Биомеханика Семенкова – методика управляемого поведения, базирующаяся на закономерностях физиологии и социального восприятия.
  • Освоение (тренинг) коммуникативного навыка идет последовательно: сначала вырабатываются автоматизмы на «простые» элементы поведения, потом из элементов собираются «сложные» модели поведения.
  • Модели поведения позволяют решать широкий спектр личных и профессиональных задач за счет запуска оптимальной формы коммуникации, «роли», соответствующей целям и контексту.
  • Метод КБС желательно осваивать с тренером, т.к. на старте ученику могут быть неочевидны «детали» поведения, которые стоит изменить.
Сергей Владимирович Семенков, исследователь поведения, тренер, бизнес-консультант.
Связаться с автором статьи:
Написать Сергею Семенкову
Безопасно. Этично. Технологично
Made on
Tilda