Поведение как инструмент. Точный, красивый, умный. Законы физиологии и социального восприятия. Актёрские техники, бизнесовый прагматизм и житейский опыт. Результат – простая в освоении и глубокая по сути техника тренинга Коммуникативная Биомеханика Семенкова (КБС). «Быть собой. И кем надо» - обычный навык, доступный каждому.
«Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Рокфеллер Джон
«Справедливо ли, что по мере развития цивилизации подражание становится более и более добровольным, сознательным и обдуманным? Я думаю, напротив. Как у отдельного индивида сознательный волевой акт становится в конце концов бессознательным, обращается в привычку, так и у целого народа нововведение, вначале оспариваемое и с трудом пролагающее себе путь, под конец превращается в традицию и рутину».
Тард Г. Законы подражания. — М.: Академический проект, 2011. — С. 164.
«Начиная преподавать на курсах ораторского мастерства, я [Д. Карнеги] уделял массу времени голосовым упражнениям, позволяющим добиться резонанса, увеличить диапазон голоса и улучшить дикцию. Однако довольно скоро я понял, что совершенно бесполезно объяснять взрослым людям, как проецировать их тоны на верхнюю полость и как формировать «плавные» гласные. […] Я обнаружил: если взять время и энергию, которые я раньше тратил, обучая своих слушателей «диафрагмальному дыханию», и поработать над гораздо более важными проблемами, освобождая моих студентов от их комплексов и общей апатии, то я добьюсь быстрых и устойчивых результатов, которые будут поистине замечательны. Слава богу, что мне хватило ума до этого додуматься.»
Карнеги, Д. Законы влияния; пер. с англ. — 2-е изд. Минск: Попурри, 2017. с. 689
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Л. Н. Толстой
«"Адаптируемый маугли" [разум начинает определять поведение] - достижение последних 25 тысяч лет, может - до 80 тысяч лет».
«Мейерхольд в своих исканиях опирался, как это ни удивительно, прежде всего на достижения американского инженера Ф. У. Тейлора. Тейлор прославился тем, что разработал метод научной организации труда. Благодаря продуманному подходу, ему удалось добиться экономии физической силы у работающего человека. Секрет заключался в том, чтобы отказаться от всех лишних, непроизводительных движений, придать любой физической работе ритмичность, научить человека правильно найти центр тяжести и устойчивости». Полищук, В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук.- М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. С. 25
«Ум поставленный навык не заменяет». Викентьев И. Л.
«Двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Так как двигательные задачи могут обладать самым разнообразным смысловым содержанием, то, очевидно, навык можно выработать применительно к любому виду произвольного двигательного процесса, независимо от его уровней высоты и состава». Бернштейн Н. А., Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд., — М.: Изд. Моск. псих.-соц. института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004. С. 254
«На автоматизмах мозг не парится». Рыжачков А. А.
«Автоматизм (от греч. αὐτόματος – самодействующий, самопроизвольный), способность клеток, органов или целого организма к ритмич. деятельности при отсутствии внешних побудит. факторов. […] У высокоразвитых животных А. проявляется даже в виде стереотипных действий (напр., движение конечностей, шеи, туловища при ходьбе), последовательность которых определяется работой соответствующих отделов центральной нервной системы. А. поведенческих актов животных и человека связан с выработкой в процессе научения динамич. стереотипа условных рефлексов, который лежит в основе приспособления организма к постоянным факторам внешней среды».
«Способность действовать во внезапно изменяющихся обстоятельствах зависит от сложных процессов возбуждения и торможения нервных клеток коры головного мозга. Этот процесс, совершающийся чуть по-иному в каждом конкретном случае, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Отличительной чертой его является функциональная способность изменяться — как совершенствоваться, так и наоборот, полностью разрушаться, преобразовываться».
Кох И. Э., Основы сценического движения: Учебник. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. с. 48-49
«Изучение нейропластичности показало, что мозг растет и изменяется на протяжении всей жизни. Активное повторение задания формирует новые, более прочные нейронные связи. Когда человек становится специалистом в определенной области – музыке, спорте, ораторском искусстве, – область мозга, связанная с этими навыками, в буквальном смысле увеличивается в размерах. «Все мы становимся лучше в том, что делаем, если делаем это постоянно», доктор Паскаль Мишлон, профессор Вашингтонского университета в Сент-Луисе». К. Галло. Презентации в стиле TED. 9 приемов лучших в мире выступлений. «Альпина Паблишер», 2015, с. 28
Даниэль Канеман. Думай медленно... решай быстро. Издание на русском языке. AST Publishers, 2014 г. стр. 100-102
«Когда мы улыбаемся, в нас рефлекторно вырабатывается уровень серотонина. Я однажды спорила с одним немцем. Он мне говорил, что русские все такие хмурые, такие злые, что боишься подойти, а мы всегда улыбаемся. Я говорю, если русские тебе улыбнулись, ты можешь быть уверен, что это искренняя улыбка. Вы улыбаетесь и делаете какие-то ужасные вещи, такая улыбка плохая. А он говорит: «Мы улыбаемся не для вас. Мы улыбаемся для себя!». Я тогда поняла, да, они улыбаются для своего здоровья, себе не вредят. Когда мы сдвигаем брови у нас на все движения соответствующая реакция организма. Не только эмоциональная, но и функциональная. Поэтому, улыбаясь, делая акценты на чем-то красивом, мы таким образом помогаем нашему гормональному фону становиться лучше, в позитивную сторону. Поэтому мы сами, всегда это подчеркиваю, ответственны за наше здоровье и не только».
Зухра Павлова, д.м.н, врач-эндокринолог, интервью. Пример: Терещенко Л. Д.
Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004. — С. 38, 104
«Когда кто-то пытается понять ситуацию, есть три главных компонента:
- 7% что говорится;
- 38% как это говорится;
- 55% выражение лица.
Самый интересный вывод из этой работы, особенно в отношении понимания чувств и позиции собеседника: в случае, когда язык тела говорит не то, что говорят слова (психологи называют это неконгруэнтностью), решающим фактором является язык тела».
Макс Эггерт, Язык тела: Впечатляйте, убеждайте и добивайтесь успеха с помощью языка тела, М., «Претекст», 2012 г., с. 18-19.
«Люди очень быстро формируют мнение о тех, кого они в первый раз видят, в течение первых двух секунд общения, причем это мнение никак не связано с тем, что говорит данный человек. Очень редко какие-то события, которые происходят после этих первых двух секунд, могут существенно изменить первое впечатление».
Уильям Паундстоуи, Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов, М., «Альпина Бизнес Букс», 2004 г., с. 21-22. Источник
«Невербальные сигналы рассерженности и тревоги трактуются пациентом как знаки вдумчивого участия и серьезности со стороны врача. Hall et al. (1981)».
Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер. Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. — М.: ГРАНАТ, 2018, с. 146.
СИТУАЦИЯ + РЕСУРС = РЕЗУЛЬТАТ
«В компании нас учили всяким ораторским и коммуникативным техникам. Но ваш метод… Так быстро и так глубоко меняет стиль общения, не встречал такого ранее» (десятки отзывов).
Градус / элементы поведения | Темпо-ритм (скорости) | Жесты | Голос | Мимика | Тело / ракурс | Переключение |
Мягко | Х | Х | Х | |||
Спокойно | Х | Х | Х | Х | Х | |
Эмоционально | Х |
Кох И. Э., Основы сценического движения: Учебник. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. с. 35-38, 218
«Руководя лабораториями по физиологии труда, развивая учение Введенского о функциональной подвижности, Ухтомский вскоре сформулирует принцип усвоения ритма. Этот принцип имеет общебиологический характер, и нам не трудно представить, скажем, такой пример: артель грузчиков разгружает баржу с арбузами. Они встают цепью и начинают перебрасывать арбузы от одного к другому. Или более современный пример: в ткацком цехе ткачиха обслуживаем одну-две машины, через некоторое время — пять, семь и т. д. Если понаблюдать, в том и другом случае слаженность и четкость работы достигается не сразу. Определенный ритм вырабатывается постепенно. Принцип усвоения ритма лежит в основе любой тренировки, производственного обучения, занятий спортом и является «физиологическим механизмом памяти».
«Труд над собой и ради другого...» (Очерки о выд. рус. медиках): Сборн./Сост. Глазырина И. П., М.: Знание, 1990.— (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Медицина»; №10), с. 8-14
«Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна». Квинтилиан
Кох И. Э., Основы сценического движения: Учебник. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. с. 58-60
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Наполеон Бонапарт
Марк Нэпп, Джудит Холл, Невербальное общение. Полное руководство, СПб.: Прайм-Еврознак, 2007, с. 452, 439-440
«Выражение лица женщины [и мужчины] гораздо важнее ее одежды». Дейл Карнеги
Гиппиус С. В., Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001. с. 235, 237-241, 244-246
«Пусть мы молчим, однако тела* наши говорят»
(*оригинал: «Пусть мы молчим, однако дела наши говорят». Луций Анней Сенека).
Мейерхольд говорит. Записи 1934 - 1939 годов, в книге: Гладков А.К., Мейерхольд в 2-х томах, Том 2, 1990 г., М., <Союз театральных деятелей РСФСР>, 1990 г., с. 298. Пример: Викентьев И. Л.
«Когда воду наливают в чашку, она становится чашкой. Когда воду наливают в чайник, она становится чайником. Когда воду наливают в бутылку, она становится бутылкой. Вода может течь, а может крушить. Будь водой, друг мой», Брюс Ли
Глеб Скороходов. Алла Пугачева. Встречи с рождественской феей. Москва, Алгоритм, 2013, с. 48. Пример: Матущенко В. В.
«Всякая целостная деятельность центральной нервной системы имеет тендению быть исключительной, единственной, а постоянным средством устранения ею других деятельностей является процесс торможения».
К. Анохин. Внутреннее торможение как проблема физиологии. Медгиз, Москва, 1958. С. 120
К. Анохин. Внутреннее торможение как проблема физиологии. Медгиз, Москва, 1958. С. 47