Услуги

Публичное выступление


Публичное выступление. Ключевые тезисы
1. Публичное выступление – это, прежде всего, навык. Навыку можно научиться исключительно через тренинг. Как езде на велосипеде.
2. Существуют признаки «правильного» и «неправильного» публичного выступления, а также профессиональные критерии оценки тренера и/или метода подготовки выступления. Чтобы не обмануться (и не обманули).
3. При подготовке к публичному выступлению необходимо учитывать ситуацию Клиента, реальный контекст, обстоятельства, которые вынуждают человека осваивать навык. От контекста будет зависеть выбор формата, продолжительности, интенсивности тренинга публичного выступления.
4. Публичное выступление условно можно разбить на три ключевые фазы: ДО – ВО ВРЕМЯ – ПОСЛЕ. Для каждой фазы характерен вполне конкретный список задач и типовых ошибок, которые лучше не допускать.
5. Публичному выступлению можно научиться. Для этого необходимо работать с телом человека, его поведенческими стереотипами, жестами, темпами, реакциями, амплитудами, интонациями, etc.
6. Научный подход позволяет за +/- 2 часа индивидуальной работы минимально подготовить человека к работе с аудиторией. Чтобы быть профи желательно закреплять навык через тренинг 1-2 месяца, а также выступать (иметь практику).

Правила публичного выступления
Публичное выступление - это навык взаимодействия человека с аудиторией. Ключевое в определении слово «навык», то есть доведённое до автоматизма действие. Публичное выступление нельзя понять, прочувствовать, запомнить (сидя на мастер-классе или у экрана компьютера). Тренинг публичного выступления – единственный способ овладения навыком работы на аудиторию. Аналогично с любым другим навыком. Попробуйте научиться плавать или ездить на велосипеде, только наблюдая или читая об этом.
Публичное выступление ещё называют ораторским мастерством, искусством убеждения, полемикой, управлением путем вербального общения, риторикой. История публичного выступления берёт начало в труде Аристотеля «Риторика». Стоит отметить, методика от гения была написана около 2400 лет назад. Большая часть тезисов актуальна по сей день. Например, Аристотель учит, что прежде всего необходимо определить цель публичного выступления:

«Цель, которую преследует в своей речи всякий оратор. […] Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того, что мы знаем и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а это бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или отклоняет какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди, уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья […]».
Риторика /Аристотель; пер. с древнегреч. Н.Н. Платоновой. – Москва: Издательство АСТ, 2017. с. 205

В современном прочтении к задачам публичного выступления можно отнести:

  • Самопрезентация (бренд личности, имиджевая составляющая).
  • Убеждение и/или продажа (в широком смысле: от идеи до товара, услуги).
  • Стимулирование целевого действия (напр., чтобы слушатели зашли на страничку / сайт выступающего или оставили контактные данные).
  • Обкатка материала на понятность (наблюдаем за реакцией публики, фиксируем вопросы).
  • Реклама и/или презентация (широчайший спектр задач в бизнесе и частной жизни).
  • etc.

Стоит отметить важный момент: сегодня на рынке тренингов велик процент халтуры (по некоторым оценкам до 90%). Мастерство публичного выступления начинают преподавать (типа) «специалисты», не имеющий за плечами методической базы. Хуже того, сами не умеющие выступать. Часто тренинг строится на украденном материале, переведённых работах иностранных авторов (без тестирования, без оценки результатов и рисков, без ссылок, etc.).

Что такое «правильное» и «неправильное» публичное выступление
«Правильное» публичное выступление – это когда зритель вовлечён в предмет повествования оратора, не скучает, копаясь в телефоне, и не чувствует себя неловко за человека на сцене (есть такой эффект). Совершенно не важно, зритель разделяет или не разделяет точку зрения оратора, - принципиально, что он слушает и наблюдает за действиями человека на сцене (в офисе, на презентации, etc.). Отличный признак «правильного» выступления, когда зритель не замечает, как пролетает время, а может и вовсе потерять нить повествования, увлёкшись ораторским мастерством профессионала. Отличное видео на этот счёт на TED (для тех, кто верует исключительно в силу смыслов): «Will Stephen идеальное выступление». No comments

«Неправильное» публичное выступление – это, упрощённо, скукота, которой веет от формальной процедуры вещания со сцены. Можно вспомнить преподавателя старой формации, сухо зачитывающего под запись лекцию. Или неуверенного оратора, который что-то мямлит, читает по бумажке, стесняется, etc. Полагаю, каждый, к сожалению, имеет множество примеров анти выступления, так как навык ораторского мастерства в России не принято ставить в школах, университетах, на работе (за редчайшим исключением). А на «авось» сложные навыки не проходят.

Чтобы оценить компетенцию тренера по публичному выступлению, целесообразно:
1. Ознакомиться со статьями, открытыми материалами, постами в социальных сетях тренера. Принципиально проверить – ссылается ли он на первоисточники, упоминает ли авторов применяемых техник, подходов, упражнений? Не пытается ли подать типовые методики за уникальные (стоит отметить, что «уникальных», не имеющих аналогов в 21 веке техник немного или нет вовсе; любое изобретение опирается на что-то ранее созданное)?
2. Внимательно посмотреть видео выступления тренера. Профессионал обязан «держать марку» и спокойно, уверенно, эффектно выступать. Правильно, если человек говорит по существу (например, как справиться с волнением, научиться держать паузу, жестикулировать, etc.), а не льёт «водичку» (уровня «настраиваемся на удачный исход выступления» - мантры не работают).
3. Изучить предлагаемый тренером формат работы: если практическая часть при подготовке клиента к публичному выступлению составляет менее 80-90% от общего времени - это обман, так как навыки ставятся / приобретаются исключительно через тренинг (вспоминаем про «научиться плавать по ТВ»).
4. Стоит напрячься, если тренер начинают подробно рассказывать про виды, особенности и правила публичного выступления. Вместо того, чтобы, например, оценить текущий уровень владения Клиентом ораторским мастерством или особенности функциональности тела (профи обязан учитывать даже возможные прошлые травмы, физические зажимы, etc. – всё это сказывается на конечном результате).
5. Обратить внимание на регалии тренера. Часто за «Международными ассоциациями психологов и коучей» (и еже с ним), многотысячными «успешными» выпускниками и т.д. скрываются дилетанты, сами себе выдавшие «бумажку». Ведь если бы учили качественно и в указанных количествах, то на многочисленных сценах всё не было бы так плохо. Пример: отсутствие навыка публичного выступления у около 80% ТОР100 ректоров России или «Как провалить публичное выступление».
Для анализа «покруче» можно использовать «Методику оценки методик» Викентьева И. Л., которая позволяет последовательно через вопросы оценить творческий продукт по четырём базовым критериям:
Доступность изложения методики
  • Новизна методики 
  • Инструментальность методики 
  • Затратность методики для клиента


Искусство публичного выступления от Human Avantgarde. Преимущества и особенности
Для того, чтобы профессионально выступать перед публикой не надо изучать психологию публичного выступления. Следует ставить практические навыки: работать с телом, жестами, движениями, мимикой, голосом, ритмопластикой, etc.

«[…] двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. […] навык можно выработать применительно к любому виду произвольного двигательного процесса, независимо от его уровней высоты и состава».
Бернштейн Н. А., Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд., — М. Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. с. 254

Тренинг публичного выступления в школе передовых коммуникаций Human Avantgarde – это по крупицам собранная и экспериментально оттестированная методика, базирующаяся строго на научных знаниях. Никакой эзотерики и «тайных техник». Опыт сильнейших мировых практик, корни которых кроются в психофизиологии, биомеханике, актерских техниках, etc. Сеченов И. М., Павлов И. П., Ухтомский А. А., Бернштейн Н. А., Станиславский К. С., Гиппиус С. В., Мейерхольд В. Э., Кох И. Э., etc. – далеко не полный список классиков, чьи труды легли в основу тренинга публичного выступления школы.

Ораторский тренинг
Важно! В реальной жизни не бывает двух одинаковых людей. Также и при подготовке к публичному выступлению – нужно учитывать ситуацию Клиента, реальный контекст, обстоятельства, которые вынуждают человека осваивать навык. От контекста будет зависеть выбор формата, продолжительности, интенсивности тренинга публичного выступления.
Например, бывают Клиенты, которым необходимо:
А) Научиться выступать за 1 месяц (спокойная, плановая работа по освоению навыка).
Б) Научиться выступать за 3 дня (человека повысили и нужно срочно подтянуть или поставить навык публичного выступления хотя бы на «тройку»).
В) Поддерживать «тонус» выступлений в течение года (скорее, формат сопровождения).
Список контекстов не избыточен. Принципиально отразить: процесс подготовки к выступлению индивидуален и будет ошибкой со стороны тренера предлагать всем Клиентам одно решение, без учёта реальной потребности и жизненных обстоятельств.

Этапы публичного выступления
Исследование, проводимое более двух лет силами Human Avantgarde и уважаемых Коллег, установило: тренинг публичного выступления должен состоять из трех блоков:

  1. Диагностика Клиента 
  2. Тренаж – работа с поведенческими навыками 
  3. Пост тренинговая работа. Часто – это выполнение комплекса индивидуально подобранных упражнений. Иногда требуется сопровождение Клиента в форме online-встреч по оценке того или иного отрабатываемого навыка. Иногда необходимо «включать» Клиента непосредственно перед выходом на важное мероприятие. Неспроста на телевидении существует программный редактор, в чей функционал входит в т.ч. разогрев гостя перед выходом в эфир.

Сверхзадача обучения оратора
Задача профессионала-наставника – указать Клиенту на его ошибки, поставить нужные модели поведения при выступлении и дать конкретные инструменты. Чтобы Клиент после занятия смог самостоятельно, без тренера, использовать методику. В нужный для него момент.
Звучит странно, на первый взгляд. А вообще это норма. Для порядочных рынков и специалистов. Что Вы подумаете об учителе танцев или рисования, который каждый раз будет звать на дополнительный курс, где Клиент узнает ещё один «важный секрет»? За деньги, разумеется.
Понятно, что нет предела совершенству. Но надо ли палить бюджет, годами посещая «типа специалиста», после которого не удаётся решить насущную задачу (привет психоаналитической школе)?

Секреты публичных выступлений
Главный секрет – никаких секретов и «волшебных таблеток» при подготовке к выступлению на публику не существует. Зато есть физические упражнения, с помощью которых можно воспитать своё тело, голос, реакции. Как говорил Станиславский: 
«Трудное надо сделать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным»
Это возможно исключительно через тренаж, желательно с самостоятельным выполнением упражнений в домашних условиях (вне работы с наставником).
Всё до неприличного просто: надо «научить» мышцы новым движениям, голос – новым интонациям, тело – новым позам, руки – новым жестам. И так далее. Техника публичного выступления – это набор поведенческих стереотипов, произвольно запускаемых человеком в нужный момент. Навык поставлен – яркое, уверенное выступление. Навык не поставлен – завал. Плюс помним, что навык публичного выступления нужно поддерживать: либо регулярно выступая, либо тренируясь.

«Проект 99» - экспресс подготовка к публичному выступлению
Сильная методика - это когда результаты Клиента – вверх, затраты – вниз. В Human Avantgarde существует несколько форматов обучения публичным выступлениям. Один из популярных называется «Проект 99». Суть его очень проста – за 99 минут индивидуального тренинга с наставником удаётся устранить грубейшие ошибки Клиента при выступлении и поставить нужные движения, жесты, амплитуды, скорость, речь, etc.
Всегда решаются конкретные задачи. Например, поставить жесты как у Жириновского, научить держать великую мхатовскую паузу, как это делал Муссолини, вставлять ёмкие цитаты в нужных местах, как это делал Черчилль.
Обязательно ведётся видеосъёмка. Уважаемый Клиент имеет возможность сравнить себя «ДО» занятия и «ПОСЛЕ», через 99 минут тренинга. Иногда люди удивляются разительным переменам. «Ловкость» передовых технологий постановки поведенческих навыков, и «никакого мошенничества». Необходимо только закрепить усвоенные техники, выполняя данные на дом упражнения.
«Проект 99» не единственный формат подготовки Клиента к публичному выступлению.

Как подготовить успешное публичное выступление?
Процесс подготовки и проведения публичного выступления можно условно разбить по времени. Получаются действия оратора:

ДО публичного выступления → ВО ВРЕМЯ выступления → ПОСЛЕ выступления

Для каждого этапа есть свои тонкости, которые следует учитывать.

Этап ДО или подготовительный этап
К любому публичному выступлению необходимо готовиться. Банально, но факт. Так поступают даже профессионалы, для которых работа на аудиторию – чуть ли не ежедневная рутина (например, телеведущие, актёры).
Стоит отметить, что многие из известных людей, регулярно выступающие на публику, признаются в том, что они волнуются. Страх – это нормальная реакция при публичном выступлении. Лучше всего справляться со страхом через физические действия. Например, до выступления поприседать, поотжиматься, несколько раз спуститься и подняться по лестнице. Без шуток. Физическая нагрузка: а) переключает с мандража на действие (вспоминайте себя в спортивном зале, как освобождается голова); б) сжигаются гормоны.

Пример. Ритуал настройки Фаины Раневской перед выходом на сцену
«Говорят: я [Раневская Ф. Г.] капризная старуха. Думают хлестче: зажилась, зазналась, цену себе завышаю...
В театре из-за моих капризов тяжело всем — от режиссе­ра до вахтеров. В день спектакля Раневской на глаза лучше не попадаться.
Ворчать начинаю дома, к театру уже все не по мне и все не так. Кто-то прячется, те, кто спрятаться не может по должности, либо молча сносят все придирки, криво улыба­ясь при этом, либо рыдают. Молоденькие девчонки, кото­рые занимаются реквизитом, дрожат от одной мысли, что сейчас явится страшная старуха...
Ну почему же они все не видят одного: я боюсь! Мне много лет, и я страшно боюсь выходить на сцену, играть. Боюсь «недотянуть», обмануть чьи-то ожидания, разочаро­вать, не соответствовать прожитым годам (и, следовательно, опыту), званию, тому, что я «последняя из могикан». […] Сама очень боюсь забыть текст, «недотянуть» эмоцию, что-то пропустить. Боюсь, оттого и капризничаю, приди­раюсь ко всем вокруг. Окружающие не понимают, что это придирки к себе самой, прежде всего к себе.»
Фаина Раневская. Жизнь рассказанная ею самой. ЯУЗА-ПРЕСС, Москва., 2014г., с. 149-150. Пример: Матущенко В. В.

План подготовки публичного выступления
Безусловно, для преодоления страха публичного выступления качественно готовимся.
Желательно закладывать на подготовку к публичному выступлению в среднем 20-50 часов (с учётом составления речи). Разумно, если подготовка будет вестись по плану обратным отсчётом от даты выступления. Например:
За 4 недели: сбор материалов, предварительный план доклада.
За 3 недели: формулировка ключевых тезисов (оптимально в пределах 3-5 основных тезисов, так как человеку сложно воспринять большее количество сложных объектов в единицу времени), черновой вариант текста.
За 2 недели: первый чистовой вариант, с которым начинаются репетиции. Крайне полезно выступить с материалом перед незаинтересованным слушателем ,например, мамой, другом, соседом, etc. Или дать речь на вычитку человеку, который не в теме, например, Чарли Чаплин обязательно устраивал предпросмотры своих комедийных фильмов перед детьми, и, если те не смеялись, безжалостно переснимал сцены.
За 1 неделю: ежедневный прогон доклада по несколько раз (чтоб от зубов отскакивало). Оптимально – с видео фиксацией и разбором. Можно заготовить шпаргалочку – мини-план выступления, чтобы было куда подсмотреть, если переклинит (выступать по бумажке – плохой тон).
А ещё при подготовке выступления стоит учитывать стереотипы аудитории, место и время выступления, возможности визуализации (слайды, флипчарт, доска), раздаточные материалы, техническое и световое оснащение зала, лимит времени, внешний вид и множество прочих деталей. Если готовится профессионал, разумеется.

Этап ВО ВРЕМЯ или как вести себя во время публичного выступления
Вот и пробил «час икс», пора…
Публичное выступление относится к сложным навыкам. Это означает, что оратор должен держать во внимании массу параметров и владеть рядом поведенческих техник. Аристотель около 2,5 тысяч лет назад в «Риторике» выделял 3 базовых компонента публичного выступления:
«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)».
Риторика /Аристотель; пер. с древнегреч. Н.Н. Платоновой. – Москва: Издательство АСТ, 2017. с. 30

Современному оратору необходимо смотреть несколько шире, детальнее, чем Аристотель, хотя суть не изменилась. Выступление на публике может получиться блестящим, если выступающий сумеет задействовать максимальное количество органов восприятия слушателей и, конечно, не разочарует с содержанием.

Обратим внимание на ключевые параметры публичного выступления:
1. Появление на сцене, перед аудиторией. Оратора начинают оценивать моментально. Поэтому, никаких семенений ножками, дёрганий, взгляда в пол перед собой. Уверенная, неторопливая походка, доброжелательная мимика, поведение хозяина на своей территории.
2. Выбор ракурса (куда правильно встать, как себя расположить относительно зрителя). Вот как обращал внимание на, казалось бы, незначительную деталь публичной деятельности классик театра, Мейерхольд В. Э., создатель биомеханики, системы подготовки актёра:
«Я убежден, что актёр, ставший в верный физический ракурс, верно произнесет текст. Но ведь выбор верного ракурса - это тоже акт сознания, акт творческой мысли. Ракурсы могут быть неверные, приблизительные, близкие. Почти верные, случайные, точные и так далее. Диапазон отбора громаден. Но как писатель ищет точное слово, так и я ищу точнейший ракурс.»
Мейерхольд говорит. Записи 1934 - 1939 годов, в книге: Гладков А.К., Мейерхольд в 2-х томах, Том 2, 1990 г., М., <Союз театральных деятелей РСФСР>, 1990 г., с. 298. Пример: Викентьев И. Л.
3. Движения и постав тела. Уверенный в себе человек не будет торопиться, елозить, перекладывать бумажку из руки в руку, горбиться. Напротив, пластичные, выверенные, поставленные движения. Прямая осанка, расправленные плечи, подбородок по линии горизонта.
4. Жесты. Проведите простой тест. Встаньте перед зеркалом/камерой смартфона и: а) рассказываем любимый стишок руки по швам; б) рассказываем любимый стишок, активно жестикулируя руками; в) сравниваем. Мораль – руки должны работать, сопровождая, усиливая речь. Так устроен человек, его восприятие, что без должного подкрепления информация усваивается хуже.
5. Мимика. Важно следить за выражением лица не только в первые 30 секунд («пока помню…»), а на протяжении всего выступления. Оптимально, особенно для женщин, подкреплять речь улыбкой. Можно, например, заканчивая тезис, улыбнуться. Не до улыбок, нет проблем. Главное, контролировать взгляд, выражение лица. Без тренировки дома скорее всего ничего не получится (точнее, получится «как обычно»).
6. Голос. Оратора должно быть слышно. Даже, если сломался микрофон. Даже, если болит горло. Публичное выступление – это, по-своему, вход в ресурсное состояние, когда человеку необходимо как бы отдавать чуть больше обычного. Или не «чуть». Не буду называть имён, но некоторые ораторы доводили собравшихся до экстаза. Это уровень. Минимально – широко открываем рот, чётко произносим слова, избегаем «э-э-э-каний / мэ-э-э-каний» и прочих звуковых паразитов. Усиливаем речь паузами и интонированием.
7. Структура выступления. Условно, план выступления можно поделить на 3 части:
a) вступление (приветствие, завязка, аннотация – варианты могут быть разные);
b) основная часть (тезисы выступления; полезно подкреплять примерами, цифрами);
c) заключение (не выскакиваем за временной лимит и подводим черту под сказанным.
Опытный оратор обязательно постарается задать тон выступления через яркое, запоминающееся начало. Можно начать с примера, байки, вопроса. Хорошо, если первые фразы заучены наизусть – первое впечатление имеет значение. Дальше - логическая последовательность повествования (Вы же готовились и всё-всё давно перепроверили). 
Если выступление больше 30 минут, имеет смысл заготовить приёмы «включения» зрителей (например, задать вопрос в зал или включить динамичное видео на пару минут). Уверенная концовка с выводами, благодарностью и призывом к действию. Лучше тоже наизусть. Работает принцип «бутерброда» или «края», когда МАХ запоминаются вещи, что по краям, в начале и в конце выступления.

Этап ПОСЛЕ или публичное выступление не заканчивается уходом со сцены
Важно! Не забыть «выключиться», вернуться из ресурсного состояния публичного выступления в бытовое. Визитки заранее заготовлены, докладчик готов к кулуарам и неформальному общению со зрителями.
Оптимально по горячим следам провести разбор полётов: что получилось, что нет. Навык самоанализа крайне полезен и позволяет расти от выступления к выступлению. Здесь также может помочь близкий человек, что наблюдал за выступлением из зала.
После, в спокойной обстановке или по готовности видео – рекомендуется провести детальный разбор выступления. Фиксируем допущенные шибки, отмечаем Ваши выигрышные ходы.
И, конечно, обработка обратной связи от участников действа. И снова тренировка, ведь стоит только войти во вкус…

10 типовых ошибок начинающего оратора*
1. Отсутствует цель / задача(чи) выступления.
2. Выступление / ораторский навык не тренируется заранее.
3. Отсутствует проверка материала выступления на понятность.
4. Не учитывается лимит времени (становится очевидным во время выступления).
5. При волнении - самовнушения, аффирмации и прочая «чушь», не связанная с физиологией.
6. Закрытая, отстранённая поза («спутанные» ноги, руки, «замороженность» тела).
7. Неумение стоять, сидеть, двигаться перед аудиторией.
8. Жесты волнения (потирание кистей, перебирание пальцев, ковыряние ногтями, сжимание лацкана, пр.)
9. Тихий, заунывный голос. Слова и звуки паразиты.
10. Наличие барьеров между выступающим и аудиторией (напр., прятаться за трибуну, стол, пр.)
*Список не избыточен

Резюме или как преодолеть страх публичного выступления
О публичном выступлении можно много писать, говорить, читать. Реальность такова, что «писанина» если и поможет, то минимально. Публичное выступление – небанальный навык. Как любой навык его необходимо осваивать, тренировать, поддерживать. Работать не со смыслами (опускаем содержательную часть выступления), а с физиологией, телом, привычками.
Научиться профессионально выступать на публику возможно. Для этого необходим тренаж, тренаж и ещё раз тренаж. Оптимально, если под руководством мастера.
Human Avantgarde – школа передовых коммуникаций, где технологично, на опыте сильнейших мировых методик и научного подхода готовят людей к работе перед аудиторией. Всегда – до результата. Вне зависимости от входных данных уважаемого Клиента.
По Станиславскому: трудное сделать привычным, привычное лёгким, лёгкое прекрасным.
Цены и форматы работы представлены в блоке ниже.
Made on
Tilda